Экс-председатель Демократической партии Таджикистана и экс-глава госкомпании «Таджикгаз» Махмадрузи Искандаров ровно 17 лет назад исчез в столице России и таинственным образом появился в Таджикистане.
Его соратники говорят, что экстрадиция и тюремное заключение Исканадарова положило начало зачистке политического пространства от оппозиции, кульминацией которой был запрет деятельности Партии исламского возрождения.
В 2005 году Махмадрузи Искандаров был приговорен к 23 годам лишения свободы. Верховный суд Таджикистана признал его виновным по шести статьям Уголовного кодекса Таджикистана: терроризм, бандитизм, незаконное содержание охраны, незаконное хранение оружия, злоупотребление служебным положением и растрата государственных средств.
Между тем Искандаров по-прежнему настаивает на своей невиновности, а эксперты отмечают, что такая «экстрадиция» – обычное дело для авторитарных государств.
"Искандаров жив-здоров"
По последним данным, Махмадрузи Искандаров жив-здоров и не жалуется на условия содержания в заключении. Хотя Мансурджон Умаров, начальник Главного управления исполнения уголовных наказаний Минюста Таджикистана, не предоставил исчерпывающей информации об этом заключенном, но подчеркнул, что «две недели назад видел Искандарова и тот выглядел здоровым».
«Слухи о его заболевании коронавирусом не имеют под собой никакой почвы. Он жив-здоров и не жалуется на условия содержания», – сказал Умаров.
Махмадрузи Искандаров исчез в Москве 9 декабря 2003 года, а затем таинственным образом появился в Душанбе. Темур Тошев, брат заключенного, сказал Радио Озоди, что ежедневно созванивался с братом, пока он был в Москве.
«Он считал себя невиновным и хотел вернуться в Таджикистан и даже купил билет на самолет», – говорит Темур Тошев.
На вопрос, не опасался ли Махмадрузи Искандаров своей возможной экстрадиции в Таджикистан, наш собеседник ответил, что его брат был убежден в своей невиновности и поэтому таких опасений не было.
Адвокат: мой подзащитный был вывезен незаконно
Анна Ставицкая, российский адвокат Махмадрузи Искандарова, сказала в беседе с Радио Озоди, что ее подзащитный был незаконно вывезен из России.
«Его похитили, когда он гулял со своей собакой возле собственного дома, и каким-то образом он очутился в Душанбе. Существуют разные версии насчет этого, но главное в том, что Душанбе добился своей цели и упек его за решетку. Европейский суд по правам человека постановил, что его экстрадиция была незаконной и он должен быть возвращен в Россию. Однако Таджикистан не является членом Европейского суда по правам человека и не выполнил это решение. Россия не предприняла никаких шагов для освобождения Махмадрузи Искандарова, и он до сих пор остается в заключении», – говорит собеседница.
Искандаров в годы гражданской войны являлся одним из известных полевых командиров, воевавших на стороне Объединенной таджикской оппозиции. После достижения мира в стране, он был назначен председателем комитета по чрезвычайным ситуациям, а затем, спустя ещё несколько лет, возглавил госпредприятие «Таджикгаз». Впоследствии Искандаров, возглавлявший Демократическую партию Таджикистана, перешел в оппозицию.
Махмадрузи Искандаров исчез в Москве 9 декабря 2003 года, а затем таинственным образом появился в Душанбе. В 2005 году Махмадрузи Искандаров был приговорен к 23 годам лишения свободы.
Источник, близкий к следствию, сказал на условиях анонимности, что суд полностью установил вину Махмадрузи Искандарова в злоупотреблении служебным положением и растрате госсредств.
Начало зачистки оппозиции
Ахмадшох Комилзода, один из основателей Демократической партии Таджикистана и соратник Махмадрузи Искандарова, сказал, что в начале 90-х под руководством Тохира Абдуджаббора собралась первая группа таджикских реформистов, получившая название «Растохез». «На собраниях этой группы собирались известные деятели литературных и культурных кругов того времени. Среди них были Бозор Собир и Ойнихол Бобоназарова. Были и те, кто сегодня занимают высокие государственные должности. Махмадрузи Искандаров также присутствовал на этих собраниях, и когда встал вопрос о создании Демократической партии, он поддержал эту инициативу. После окончания гражданской войны в Таджикистане он взял на себя руководство партией», – рассказал он.
На вопрос, что же послужило причиной задержания Искандарова, собеседник ответил, что причины могли быть разные, но однозначно одно – это было началом зачистки оппозиции.
«Как только власти усилили свои позиции, они решили «наказать» оппозицию», – сказал он.
«Раис»
Несколько лет назад медиа-группа «Азия-Плюс» опубликовала интервью с бывшим командиром оппозиции, который отбывал срок в тюрьме вместе с Махмадрузи Искандаровым.
«В колонии его до сих пор называют «раисом» (начальник). Администрация колонии также хорошо с ним обращается. Он каждый день занимается спортом и регулярно отслеживает политическую и экономическую ситуацию в Таджикистане через СМИ», – сказал тогда собеседник «Азия-Плюс» на анонимных условиях.
Абдумалик Кодиров, независимый аналитик, комментируя судебный процесс над Искандаровым, заявил, что следствие и судебное разбирательство над оппозиционным политиком не было прозрачным.
«Суды над политическими оппонентами должны быть открытыми, но в Таджикистане и автократических странах такие суды никогда не бывают открытыми и справедливыми. Будь суд справедливым, очень тяжело было бы доказать виновность Искандарова», – считает Кодиров.
По некоторым данным, в настоящее время Махмадрузи Искандаров отбывает наказание в одной из душанбинских колоний.