Хотя бы потому что сняты они женщинами-режиссёрами
Фильм "40 дней молчания" Саодат Исмаиловой (Узбекистан)
Фото: кадр из фильма
Сегодня, 26 сентября, завершается феминистский онлайн фестиваль FemAgora, в рамках которого были показаны документальные и игровые фильмы от женщин-режиссёров из Центрально-Азиатского региона и Германии, а также были организованы дискуссии с авторами картин. На дискуссиях они говорили о создании документальных фильмов в регионе, пишет Newreporter.org.
Многих этих картин нет в Сети, поэтому организаторы сделали их доступными на сайте фестиваля, а дискуссии – на страницах в Facebook и YouTube. Например, если вы еще не видели фильм таджикского режиссера Анисы Сабири "Плач танбура", то он тоже есть здесь. На сайте фестиваля сейчас доступны 23 игровых и документальных картины.
Это достаточно свежие и интересные работы. Не менее интересны открытые дискуссии о женском кино. Например, во время дискуссии «Женщины документируют» куратор секции Молдияр Ергебеков вместе с режиссёрами из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обсудил роль женщин в кино Центральной Азии.
"Я процитирую Дебру Циммерман, руководительницу американского фонда Women makes movie. Она говорила, что мужчины в силу своей привилегированности в большинстве случаев могут хорошо рассказывать истории про мужчин, а женщины, которые этой привилегированностью не обладают, знают хорошо и тех, и других. У авторов-женщин больше объективности и сочувствия к определённым героям и темам", – сказала Катерина Суворова, независимая кинематографистка и руководительница студии документальных фильмов из Казахстана.
Катерина СувороваФото Vosmerka.kz
В дискуссии приняла участие и режиссёр документальной картины «Отчуждение» Бегим Жолдубай кызы из Кыргызстана. В своём фильме она рассказала про сугубо мужской мир – про жизнь чабанов.
"Мне хорошо известен этот мир, я знаю героя с детства и смогла рассказать о нём правдивую историю", – пояснила Бегим.
Кроме того, участницы дискуссии объяснили свой авторский взгляд на документалистику.
"Мне важно задокументировать то, что сейчас происходит. Возможно, сейчас это немодное и непопулярное. Мне больше нравятся люди, которые не на виду. Может быть, это старики, которые коллекционируют книги: пока мы не расскажем их историю, их никто не узнает. Когда мы делали фильм «Завтра море», там был старик 86-летний, и я тогда была молодая, и у меня были другие приоритеты, но факт того, что мы его при жизни запечатлели, сохранили образ человека, который когда-то жил, сейчас очень важен для меня. Возможность запечатлеть жизнь в документалистике я очень ценю", – поделилась Катерина своим мнением.
Махпора Киромова, журналистка и автор нашумевшего документального фильма «Мардикор» из Таджикистана считает, что главное в документалистике – всё-таки социальная составляющая.
"Я вам расскажу, как чувствую: я не режиссёр, для меня документалистика – это продолжение журналистики, но более сложный формат. Мои ощущения как журналиста – это не просто задокументировать факт события, это не первоочередная задача. Для меня документалистика – это социально значимый продукт, задача которого не просто рассказать, но и повлиять на ситуацию. Возможно, не в больших масштабах, но как-то повлиять", – объяснила Махпора.
Она рассказала, что после того, как был опубликован её первый документальный фильм про женщин-разнорабочих, сотни таджикистанцев стали помогать героиням этой картины. Причём эта помощь оказалась не только единовременной в виде денег, продуктов питания или одежды; женщинам дали возможность обучиться профессии, которой у них никогда не было.
Махпора КиромоваФото: соцсети
"У этих женщин нет образования, поэтому, оставшись без мужей, они стали зарабатывать на жизнь на рынке разнорабочих. Берутся за любое дело — таскают песок, копают, штукатурят, работают за копейки. В октябре не только героини моего фильма, но и другие женщины с этого «мардикор-бозора» будут учиться профессии и основам бизнеса, чтобы в дальнейшем они смогли прокормить себя и своих детей. Этим будет заниматься одна общественная организация, а другая назначит им стипендии, чтобы они могли учиться и не думать о том, чем кормить детей", – рассказывает Махпора.
Екатерина добавила, что в рамках кинофестивалей существуют специальные фонды, которые могут организовать активистскую кампанию на социальную тему, поднятую в кино.
"Как правило, мы здесь всё делаем на волонтёрских началах, это большая работа, на которую нужно столько же сил, сколько и на съёмки самого фильма. Нашим авторам важно знать, что есть фонды, которые продумывают кампанию, которую можно развернуть в стране. В процессе работы над фильмом можно сразу подключать общественные организации, чтобы они продолжили работу после выхода фильма", – посоветовала Катерина.
"Я действительно не была к этому готова, я думала, что закончу фильм и пойду снимать другие истории. Но я потратила месяц на работу с героинями уже после выхода кино. И я не могла просто их оставить, мне пришлось ввязаться во все эти истории, обсуждать и решать вопросы героинь", – рассказала Махпора.
Кстати, сегодня пройдут три закрытых воркшопа по созданию документальных фильмов в регионе, продвижению их на различных кинофестивалях и защите прав на авторство и свободу выражения. На воркшопы рекомендуется пройти регистрацию. Сделать это можно, выбрав соответствующую встречу в программе на сайте.
Более подробную информацию можно получить на страничках фестиваля в социальных сетях: femagora.org | facebook | instagram