Роль Узбекистана в развитии региональных транспортных коммуникаций неоспорима

0
155

О вкладе Узбекистана в активизацию торгово-экономических связей в Центральной Азии

Развитие экономики любого государства и развитие торгово-экономических связей региона зависит, прежде всего, от наличия развитой транспортной инфраструктуры. Современная мировая экономика развивается достаточно динамично, и центр мировой экономики постепенно перемещается от развитых стран Европы в сторону стран Северо-Восточной Азии и стран Юго-Восточной Азии.

Регион Центральная Азия находится в центре Евразийского материка, между Европой и Азией, поэтому автоматически будет втянута в развитие торгово-экономических связей между Европой и Азией, а также, это сильно повлияет на развитие экономики государств Центральной Азии и региона в целом.

Период с 2007 по 2016 годы можно характеризовать, как период «застоя» интеграционных процессов в Центральной Азии. Ситуация в регионе резко изменилась в положительную сторону с избранием нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в декабре 2016 года. Кардинально изменились приоритеты внешней политики Узбекистана.

Это с высокой трибуны ООН, на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, в своей речи особо подчеркнул сам Шавкат Мирзиёев. «Главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан сегодня определяет регион Центральной Азии. И это – осознанный выбор. Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан непосредственно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства», – сказал он.

Узбекистан, придерживаясь принципа не вмешательства во внутренние дела других государств, последовательно стал реализовывать политику диалога и добрососедства государств Центральной Азии. Если рассматривать политические процессы региона Центральная Азия как единый непрерывный процесс, то «эстафетная палочка» от Казахстана попала в достойные руки Узбекистана, и получает положительное развитие.

Узбекистан в регионе Центральная Азия занимает уникальное место. Это единственное государство, которое граничит со всеми остальными четырьмя государствами Центральной Азии. По своему географическому расположению Узбекистан как бы является «хребтом» Центральной Азии.

Поэтому вполне логично, что от Узбекистана зависит политическая атмосфера в регионе. Буквально за неполный 2017 год, Узбекистану в регионе «удалось создать абсолютно новую политическую атмосферу».

В новых политических условиях Узбекистан стал инициатором продвижения развития региональных транспортных коммуникаций и развития торгово-экономических связей в Центральной Азии. Узбекистан ввёл новый формат инициирования региональных предложений через вполне ясный, прозрачный и демократичный формат как «диалог».

Наглядным примером является проведение 20-21 сентября 2018 года в Ташкенте Международной конференции по развитию транспортно-транзитного потенциала Центрально-Азиатского региона: «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности».

В работе конференции приняли участие более 500 человек, из которых свыше 300 зарубежных гостей из 37 стран мира и 26 международных организаций, финансовых институтов и ведущих транспортных компаний, в том числе ИБР, АБР, ВБ, ЕБРР, АБИИ, ЭСКАТО ООН, ЕЭК ООН, ИКАО, ИАТА, ОБСЕ, ГИЦ, ШОС, ОИС, ОЭС, СНГ, ЦАРЭС, ТРАСЕКА, МСАТ, ОСЖД и др., а также ученые, общественные и государственные деятели.

В своём приветственном обращении к участникам конференции, президент Узбекистана отметил: «Учитывая важное геостратегическое положение Центральной Азии, которая соединяет между собой крупнейшие международные рынки, особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорения интеграции региона в систему международных транспортных коридоров».

Также в обращении были подчёркнуты предложения Узбекистана по приоритетным направлениям развития транспортных коридоров в регионе:

– разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов, и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии;

– создать систему интегрированного управления транспортными перевозками в рамках ШОС, учитывая, что страны региона играют ключевую роль в деятельности Шанхайской организации сотрудничества;

– сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере;

– совместно развивать транспортные коммуникации и инфраструктуру в целях повышения туристической привлекательности региона, в том числе путем разработки совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития туристических хабов в Центральной Азии.

Ещё один наглядный пример – итог состоявшейся 29 ноября 2019 года в Ташкенте Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, где было принято совместное заявление о намерении продолжить активное сотрудничество в области формирования эффективной региональной системы транспортных коридоров и реализации огромного транзитного потенциала Центральной Азии.

В этом направлении сделаны реальные успешные шаги. Узбекистан и Таджикистан возобновили авиасообщение, восстановили железную дорогу «Галаба-Амузанг-Хушади». Благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб, которые обеспечили кратчайший выход странам Центральной Азии на рынки Ближнего и Среднего Востока.

В рамках Ашхабадского соглашения началось формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия. Беспрецедентным стало решение об установлении в 2017 году авиасообщения между Ташкентом и Кабулом. Успешно функционирует железная дорога «Хайратон-Мазари-Шариф». Достигнута договоренность по продлению этой магистрали до афганского города Герат. Построенная железная дорога «Хайратон-Мазари-Шариф» и проектируемая магистраль «Мазари-Шариф-Герат» позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам «Чахбахар» и «Гвадар» в рамках проекта «Север-Юг».

Развитие сотрудничества с Афганистаном в сфере транспорта и строительство новых железных дорог в рамках «трансафганского» коридора в перспективе обеспечат Центральную Азию кратчайшим выходом к портам Индийского океана и Персидского залива, будет способствовать соединению Южной и Юго-Восточной Азии с рынками Европы и Китая.

Узбекистан и Казахстан запустили автобусные маршруты, скоростное железнодорожное сообщение. С Кыргызстаном запущены новые железнодорожные сообщения, открыто движение по автомобильному коридору Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар, которое впервые позволило автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выходить в Китай. Активизирована работа по строительству железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай». Железная дорога предоставит возможность перевозки грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, станет одним из кратчайших маршрутов транспортировки китайских грузов в страны Европы, позволит развить транспортно-логистическую инфраструктуру стран Центральной Азии.

Возвращаясь к вопросу о формировании единого пространства Центральной Азии, следует иметь в виду, что перспектива  интеграции  является  ключевым пунктом региональной повестки. А решение вопросов развития транспортных коммуникаций и активизация торгово-экономических связей в Центральной Азии, это жизненная необходимость подобно перемещению питательных веществ по кровеносной системе для поддержания жизнедеятельности живого организма.

Источник