Глава юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев считает, что поправки «по маскам» были приняты второпях и поэтому по ним много вопросов».
Навруз Одинаев
Фото: из личного архива
10 июня нижняя палата парламента страны приняла поправки в Уголовный и Административный Кодексы страны, согласно которым введено уголовное наказание за распространение инфекционных заболеваний, устанавливаются штрафы за неношение масок в общественных местах, несоблюдение социальной дистанции, распространение фейков и дезинформации о пандемии.
Своим мнением по данным поправкам поделился глава юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев. Он считает, что к поправкам много вопросов, потому их приняли «на скорую руку» и надеется, что верхняя палата парламента не пропустит их.
Как кушать с масками?
Статья 113 Кодекса об административных правонарушениях РТ (КоАП РТ). Нарушение правил борьбы с эпидемиями «и другими инфекционными заболеваниями»: «1. Нахождение в общественных местах без маски в условиях возникновения и распространения, опасных для человека заболеваний или при осуществлении ограничительных карантинных мер вопреки специальным требованиям уполномоченного государственного органа в сфере здравоохранения, влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти показателей для расчетов»
КоАП РТ не дает определение понятия "общественное место". Но, например, в статье 463 "Распитие спиртных напитков или курение табачных изделий в общественных местах" перечисляются конкретные места: "Распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта" и " Курение табачных изделий, в том числе наса внутри административных зданий, в рабочих кабинетах государственных и негосударственных организаций, учреждениях здравоохранения, культуры, религиозных, спортивных и образовательных учреждениях, домах отдыха, в залах, где проводятся общественные и культурно- развлекательные мероприятия, залах аэропортов, железнодорожных и автомобильных вокзалов, а также внутри общественного транспорта.
Как мы видим, общественным местом может быть практически любое место, куда гражданам разрешен доступ.
Частично это понятие раскрывается в Законе РТ "О собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях": "открытое общественное место — земли общего пользования, занятые площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, в том числе территории, прилегающие к зданиям государственных органов и учреждений, куда свободный доступ не запрещен и не ограничен".
Тут возникают вопросы. Если рестораны, кафе, фитнес-клубы и аквапарки, которые законно работают или начнут свою работу с 15 июня, будут принимать посетителей, то, как же люди будут кушать с масками на лице или купаться, тренироваться?
Часть 6-я статьи 7 данного Кодекса гласит "Содержание норм настоящего Кодекса следует понимать в точном соответствии с его текстом". То есть, поскольку кафе это тоже общественное место, то нельзя и там снимать маску, что делает статью абсурдной.
Милиция не имеет право рассматривать дела по данной статье
Другой вопрос в том, что если гражданин вышел на прогулку и вокруг на расстоянии 10 и более метров никого нет, то почему он вместо свежего воздуха должен дышать через маску, где, возможно, накопилось миллион микробов?
Если была большая необходимость в принятии данной нормы, то следовало доработать статью как следует или принять отдельный Закон, где детально все можно было бы изложить и предусмотреть ответственность за его нарушения.
Это как Законы "Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей" и "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан". В этих Законах все детально описывается и в КоАП предусматривается ответственность за нарушения этих Законов.
Также, согласно статье 95 Процессуального кодекса об административных правонарушениях дела, связанные со статьей 113 КоАП РТ, рассматриваются Службой государственного контроля санитарно-эпидемиологической деятельности, а не милицией. Если соответствующие изменения в ПКоАП не будут внесены, милиция не сможет рассматривать дела по данной статье.
Поскольку данная статья предусматривает новый вид ответственности, то Закон должен вступить в силу не ранее, чем через месяц после его официального опубликования.
Часть 4 статьи 75 Закона РТ "О нормативных правовых актах": "Нормативный правовой акт, устанавливающий или усиливающий правовую ответственность, новые налоги или ухудшающий положение налогоплательщика, вступает в силу не раньше одного месяца после его официального опубликования".
В этой связи будем надеяться, что верхняя палата парламента не пропустит данные поправки ввиду их неточности и запоздалости. Или же, как всегда, только президент сможет выручить общество, не подписав данный Закон!» .