Вслед за Махмуродом Одинаевым, зампредом Социал-демократической партии Таджикистана, правоохранительными органами задержан его помощник, племянник Зульфикор Одинаев. Об этом сообщили родственники Одинаева.
По их словам, он в течение десяти дней содержится в ИВС отдела внутренних дел Гиссара, и они носят ему «передачки».
В ОМВД Гиссара отказываются от предоставления комментариев. На сегодняшний день официально Одинаеву не предъявлено. Родные Зульфикора со ссылкой на сотрудников милиции сообщили, что «его дальнейшая судьба будет известна спустя 15 дней».
Зульфикор Одинаев 4 декабря участвовал на пресс-конференции в офисе СДПТ. Родственники говорят, что, вероятнее всего, сотрудники правопорядка следили за ним после того, как он вышел с пресс-конференции и таким образом «вычислили» местонахождение Махмурода Одинаева.
Рахматилло Зойиров, глава социал-демократов, 5 декабря сказал в беседе с Радио Озоди, что "скорее всего, Махмурода Одинаева нашли через его помощника".
Позже, 12 декабря, Зойиров сказал, что местонахождение его зама было «вычислено» исходя из геолокации телефона.
Зульфикор Одинаев – единственный сын Юсуфа Одинаева, брата задержанного оппозиционного политика. Мехрнигор Ризоева, супруга Махмурода Одинаева, сказала, что Зульфикор занимался торговлей на рынке. По ее словам, на сегодняшний день ни Зульфикор, ни Махмурод не обеспечены адвокатом.
Лидер СДПТ заявил, что власти отклонили их предложение нанять адвоката для Махмурода Одинаева. Рахматилло Зойиров сказал «Азия-Плюс» 15 декабря, что власти отклонили предложение на том основании, что его заместитель задержан за «хулиганство», а не за партийную деятельность.
По его словам, в конце минувшей недели он побывал в прокуратуре Гиссара, которая ведет следствие по делу Махмурода Одинаева.
5 декабря Генпрокуратура Таджикистана сообщила, что замглавы СДПТ Махмурод Одинаев задержан по обвинению в хулиганстве на территории столичного района Сино. По информации надзорного органа, 29 октября 2020 года Махмурод Одинаев совместно с бывшей супругой Мехрнигор Ризоевой и сыном Хабибулло Одинаевым прибыли в военный комиссариат города Гиссар, где Одинаев «под предлогом того, что работники военкомата незаконно и необоснованно призвали его сына Хабибулло на воинскую службу, умышленно нарушал общественный порядок в течение 30-40 минут».
«Несмотря на предупреждение представителей государственной власти Одинаев продолжил свои незаконные действия, применил в отношении представителей государственной власти угрозы, грубую физическую силу и нецензурные выражения». — отмечается в сообщении Генпрокуратуры.
По данному факту прокуратурой города Гиссар 20 ноября было возбуждено уголовное дело в отношении Махмурода Одинаева по статье 237 «Хулиганство» УК РТ. Оппозиционному политику грозит штраф в размере 116 тыс. сомони ($10200) или лишение свободы в срок до пяти лет.
Однако родные и близкие Махмурода Одинаева не согласны с официальной версией произошедшего.
Мехринигор Ризоева, бывшая супруга политика, говорит, что 29 октября ее сына Ходжииакбара насильно увезли в военкомат. «Соседи мне сказали, что моего больного сына задержали прямо на улице и увезли. Я пешком пошла в военкомат. Вскоре прибыл и Ходжи (Махмурод Одинаев – Ред.). Он спросил, почему насильно забрали сына в военкомат, ведь знают, что он больной. «Там на улице было много молодых людей, почему вы забрали именно моего сына», негодовал он. В военкомате наш сын остался до 8-9 часов вечера, после медицинского освидетельствования его отпустили домой», говорит женщина.
На кадрах, опубликованных на страничке Одинаева в Фейсбуке, видно, как он спорит с работниками военкомата города Гиссар. Политик выражает недовольство тем, что его сына задержали с применением силы.
Махмурод Одинаев пропал вскоре после того, как 16 ноября на своей странице в Фейсбуке обратился к мэру Душанбе Рустаму Эмомали с просьбой разрешить акцию протеста на центральной площади столицы. Родные оппозиционного политика говорят, что Одинаев исчез 20 ноября.
Махмурод Одинаев долгое время занимался защитой прав заключенных, последние несколько лет является заместителем председателя СДПТ. Политик нередко критиковал в соцсетях действия правоохранительных органов Таджикистана.
Социал-демократическая партия – единственная оппозиционная политическая сила в Таджикистане. СДПТ объявила бойкот состоявшимся в октябре этого года президентским выборам. Проправительственные группы в соцсетях осуждают руководителей партии за «необоснованную критику» и «игнорирование достижений» таджикских властей.