Китай как основной инвестор Таджикистана: мифы и реальность
Китай после того, как встал на рыночные рельсы в экономике, проводя модернизацию и либерализацию экономики, привлекая инвестиции и технологии, иными словами, открываясь миру, несколько десятилетий назад построил мощную экономику. Он стал новой мировой фабрикой, чьи товары заполнили мировые рынки.
Одной из сфер внешнеэкономической деятельности Китая является инвестиционная и кредитная политика. За годы своего развития страна накопила большой капитал и начала направлять его вовне, в качестве прямых инвестиций, кредитов, гуманитарной помощи и грантов.
Китайская инвестиционная политика в своей разновидности отличается в разных странах и регионах.
В развитых странах Китай в основном инвестирует в высокотехнологичные сферы, скупает передовые компании и гособлигации (Китай является основным держателем американских облигаций) и пытается создавать совместные корпорации с развитыми странами.
Иными словами, в развитых странах Китай заинтересован в технологиях и науке.
В развивающихся странах у Китая совсем иная экономическая заинтересованность. В этих странах Поднебесную привлекает в основном сырье и природные ресурсы, в которых она, как мощная промышленная сила, очень нуждается.
Для Китая важны и рынки этих стран для сбыта своих товаров. Развивающиеся страны для Китая представляют также особый интерес с точки зрения логистики. Китай стремится использовать их транзитный потенциал в своей внешней торговле и пытается обезопасить себя от возможной изоляции в международной торговле со стороны своих конкурентов и противников.
Китай заинтересован в политической поддержке этих стран на международной арене в качестве своих сторонников.
Если говорить короче, то можно сказать, что для Китая развивающиеся страны очень важны и потребность во взаимодействии с ними будет возрастать.
Теперь рассмотрим, как Китай ведёт свою инвестиционную политику в этих странах и почему они идут навстречу Китаю.
Специфика китайских инвестиций
Начнем с того, что развивающиеся страны — это те страны, где нет развитой инфраструктуры и промышленности, которые сильно нуждаются в инвестициях и кредитах. У этих стран есть большие природные ресурсы, которые они не могут освоить самостоятельно.
Соответственно, они пытаются привлекать внешний капитал, и одним из таких источников капитала является Китай. Китай даже является самым привлекательным источником капитала, так как китайские капиталы легче получать в отличие от западных.
Китай не обуславливает выделение капитала под какие-то условия, вроде проведения демократических реформ и изменений в политическом строе этих стран. А это полностью устраивает развивающиеся страны, которые в основном далеки от демократии.
Таким образом, китайский капитал с лёгкостью пробивается на рынок развивающихся стран.
Пекин направляет инвестиции и кредиты в такие отрасли экономик этих государств, как инфраструктура и промышленность, а также в сферу добычи и использования природных ресурсов.
Китай строит железные дороги, автодороги и порты, строит заводы, фабрики, дома, школы, создаёт условия для доступа к питьевой воде (с которой проблемы в странах третьего мира) и т. д. Китай реально вносит вклад в развитие этих стран, но делается это не от альтруизма, а для продвижения своих интересов.
Китайские кредиты и инвестиции имеют свою специфику. Китайцы делают всё сами. Реализация проектов с помощью их инвестиций осуществляется китайскими же компаниями — они ввозят свою технику, своих рабочих, своих инженеров.
Таким образом, часть прибыли от реализации проектов получают китайские компании, иными словами, китайские капиталы частично возвращаются обратно в Китай.
Другой стороной китайской экономической политики являются «кредиты и инвестиции за ресурсы». Китай, выделяя кредиты и инвестиции, взамен получает концессии на добычу природных ресурсов или импортирует ресурсы за низкие цены.
Таким образом, можно сказать, что Пекин пользуется положением этих стран и наращивает своё влияние и присутствие в этих странах.
Чем привлекательны Центральная Азия и Китай друг для друга?
Центральная Азия для Китая — важный и привлекательный регион. Она богата природными ресурсами, которые необходимы для динамичной экономики Китая. КНР пытается всячески диверсифицировать импорт своих энергоресурсов, чтобы обеспечить свою безопасность и уменьшить риск изоляции в этой сфере.
С этой точки зрения КНР уделяет региону важное место в импорте энергоресурсов.
Стоит отметить и важное географическое положение региона для торговли Китая со странами Запада и логистических проектов Поднебесной. Китай вкладывает большие капиталы для развития инфраструктурного и логистического потенциала региона.
Центральная Азия также важна с точки зрения обеспечения безопасности, так как она граничит с потенциально неспокойной китайской провинцией СУАР. Для Китая очень важно сохранение стабильности в регионе, состояние которого может повлиять на безопасность северо-западных провинций Китая.
Поэтому Китай сотрудничает со странами региона в сфере безопасности, как на многостороннем (к примеру, в рамках ШОС), так и на двустороннем уровнях.
Что касается политической сферы, то Китаю важно также иметь стабильное политическое влияние в регионе, для поддержки его позиций на международной арене со стороны государств региона и лоббирования своих экономических интересов.
А что касается заинтересованности Центральной Азии в Китае, то страны региона заинтересованы в сотрудничестве в следующих областях:
— привлечение более «доступных» инвестиций для развития инфраструктуры и разработки природных ресурсов;
— использование своего транзитного потенциала в торговле между Китаем и Западом;
— уравновесить влияние других мировых и региональных держав в ЦА за счет более тесных отношений с Китаем.
Торгово-инвестиционные отношения между Китаем и РТ
Китай является одним из основных торговых партнеров Таджикистана. Товарооборот между двумя странами в 2023 году вырос более чем на 10% и составил около 1,065 млрд долларов.
Таким образом, доля Китая во внешнеторговом обороте страны составила 20,7%.
Китай занял 2-е место в числе главных торговых партнеров Таджикистана. Республика импортирует из Китая машины и оборудование, стройматериалы, товары широкого потребления, такие как: одежда, обувь, бытовая техника, мебель и т. д.
А экспортирует в Китай в основном сырье: цветные и редкие металлы, такие как цинк, свинец, некатаный алюминий, а также различные минералы, хлопковое волокно, ткани из шелка, сухофрукты.
Стоит отметить, что в торговых отношениях с Китаем у страны существует большой торговый дефицит.
Что касается инвестиций Китая, надо отметить, что Таджикистан сильно нуждается в инвестициях для развития своей инфраструктуры. А китайские инвестиции самые доступные, так как КНР готова вкладывать в Таджикистан капиталы без каких-либо «обременительных условий» для государства (которыми, например, облагаются западные инвестиции и которые затрагивают вопросы политического характера вроде обеспечения прав человека и демократизации).
Так, по данным приведенным замминистра экономического развития и торговли страны Фарходом Восидиёном от 16 ноября 2023 года, китайские инвестиции в РТ с 2007 по 2023 гг. , составили 3,34 млрд долларов. Из них 1,2 млрд долларов — прямые инвестиции (остальные составляют кредиты и безвозмездная помощь в виде различных грантов).
Также замминистра отметил, что в стране при китайском капиталовложении работают около 580 компаний.
КНР инвестирует в такие сектора и отрасли экономики страны, как: коммуникации, строительные и финансовые услуги, геологические и горные изыскания, монтаж технологического оборудования, промышленность, строительные и другие услуги.
Так, часть китайских инвестиций направляется на горнорудную отрасль Таджикистана.
В республике работает много совместных таджикско-китайских компаний, которые занимаются добычей минеральных ресурсов, таких как как руда, медь, сурьма, золото и серебро. Добычей и производством золота в стране занимается компания СП «Зарафшан», 75% акций которых находится в руках китайских инвесторов.
Другой компанией, работающей в этой сфере, является ООО «Пакрут», где в 2014 году полный пакет акций получили китайские инвесторы.
Китай инвестирует и в производство стройматериалов. В стране, например, работают СП по производству цемента «Чунгтсай Мохир цемент», «Хуаксин Гаюр цемент» и «Хуаксин Гаюр Согд цемент».
Эти три предприятия производят около 85% всего цемента в стране. Производимый цемент идет крупными объемами на экспорт, что делает страну одним из главных экспортеров цемента в регионе.
Китай также инвестирует капиталы в развитие инфраструктуры страны, связанные со строительством автодорог, тоннелей, линий электропередач, подстанций и т. д.
Так, с помощью китайских кредитов в размере 300 млн долларов, была реабилитирована дорога Душанбе — Чанак. Китайцы реабилитировали трассы Душанбе — Вахдат — Дангара — Куляб, отремонтировали центральные дороги столицы страны, реконструировали дорогу Душанбе — Турсунзаде и др.
Китайскими инвестициями и компаниями были возведены тоннели «Шахристон», «Дусти», «Хатлон», «Озоди».
Что касается ЛЭП, можно отметить деятельность китайской компании TBEA, которая построила ЛЭП «Север-Юг», что позволило соединить электроэнергетические системы центральной части страны с Согдийской областью.
Эта же компания построила теплоэлектроцентраль в Душанбе, ЛЭП «Хатлон-Лолазор», а также несколько подстанций.
В нефтегазовой отрасли китайская Национальная нефтегазовая корпорация Китая (CNPC) ведет поиски углеводородов в стране и создала свой филиал China Petroleum Engineering & Construction Corporation (CPECC). Он специализируется на нефтяном машиностроении, производстве, строительстве и заключении контрактов.
Китай также предоставляет Таджикистану кредиты для реализации инфраструктурных проектов в разных областях, а также оказывает стране безвозмездную помощь в виде различных грантов.
За счёт китайской безвозмездной помощи в стране строятся образовательные учреждения. Китайская помощь предоставляется и для строительства других гражданских объектов. Так, Пекин в качестве гранта выделил 350 млн долларов для строительства парламентского и правительского комплексов.
Китайская гуманитарная помощь предоставляется также в виде продовольствия.
Важно отметить вклад китайского капитала в строительство военных объектов вроде КПП, которые передаются Таджикистану. При этом, мнение о том, что Китай строит свои военные базы в стране, не соответствуют действительности.
Что касается долгов Таджикистана перед Китаем, то по разной информации они составляют около 2 млрд долларов или около 60% от всех долговых обязательств страны.
Удобный инвестор
Из всего вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
— Китайские товары имеют широкий доступ к таджикскому рынку;
— Китай готов выделять и выделяет для Таджикистана нужные ему капиталы в виде прямых инвестиций, кредитов и грантов;
— Китай присутствует почти во всех отраслях и секторах экономики страны;
— Китай получает доступ к природным ресурсам Таджикистана по дешевым для него ценам, или в качестве погашения кредитов;
— Китай реализует инфраструктурные проекты в стране посредством своих же компаний, с привлечением своей техники и рабочей силы (привлекается частично и местная рабочая сила), что делает инвестиции малоэффективными для Таджикистана, так как они не приносят с собой создания рабочих мест, не обучают местные кадры. Также китайские компании получают обратно долю прибыли от китайских инвестиций, т. е. капиталы частично возвращаются в Китай;
— Таджикистан находится в долговой зависимости от Китая, которая несёт риски для страны.
Такие отношения имеют и положительные стороны для РТ.
Таджикистан с помощью китайских инвестиций развивает инфраструктуру, а это для развивающихся стран вроде нас является первостепенной задачей.
Надо отметить, что для таких стран привлекать инвестиции довольно трудно и не всякий инвестор готов вкладываться в их экономику.
Это может быть связано с политической атмосферой в стране и с инвестиционной атмосферой, так как инвестиционный климат в этих странах часто неблагополучный.
Поэтому для таких государств, как Таджикистан привлечение менее обременительных инвестиций является жизненно важным. От этих инвестиций зависит развитие страны, развитие экономики и общества, благополучие населения.
Многие эксперты, затрагивая вышеуказанные вопросы, часто критикуют правительства таких стран за ведение подобной инвестиционной политики. Справедливости ради надо подчеркнуть, что трансформации в таких государствах и обществах (что подтверждено уже в мировой практике) практически невозможны за короткий исторический период.
Невозможно, чтобы общество и государство за одно поколение (а именно такой срок прошел с момента независимости центральноазиатских стран) из одной политической культуры перешло в другую (если учесть, что политическая культура в этих странах сложилась и существует на протяжении столетий).
Чтобы эти общества и государства трансформировались, нужно чтобы изменился их менталитет и образ жизни, а также улучшилось благополучие. А пока этого не будет, мы не можем говорить об изменениях. Для этого нужно время.
Если, к примеру, мы посмотрим на самый «фантастический» опыт развития и трансформации государств, таких как «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг), которые добились колоссальных успехов в развитии экономики и политической сферы, то увидим, что политическая культура в них изменилась не сразу, а через какое-то время и смены поколений.
При исследовании в таких случаях надо учитывать все аспекты развития таких государств (исторические, социальные и психологические). Поэтому, когда мы говорим о Таджикистане, мы должны учесть эти важные факторы.
Какие риски и последствия могут быть для Таджикистана?
Сразу опровергнем тему «передачи» территорий в качестве погашения кредитов или привлечения новых инвестиций. Такой взгляд на проблему является не профессиональным и свидетельствует о непонимании вопроса.
Территориальные вопросы между Таджикистаном и Китаем не связаны с китайскими кредитами, как полагают некоторые эксперты.
Своё начало данная проблема берёт с конца XIX века, когда ещё существовали Российская и Китайская империи, именно тогда китайцы начали претендовать на часть Восточного Памира. Спор не был улажен и во время существования СССР. Это досталось в наследство уже независимому Таджикистану.
Дипломатический процесс по этому вопросу между двумя странами был начат в 90-е годы XX века, и договор был подписан в 2002 году (ратифицирован в 2011-ом), ещё до инвестиционного потока в Таджикистан (китайские инвестиции начали поступать со второй половины 2000-х гг). Таким образом, важно подчеркнуть то, что эти два вопроса не связаны между собой.
Вопросы спорных территорий были дипломатическими проблемами между двумя странами, но дипломатический процесс по этому вопросу уже решен и закрыт. Конспирология вокруг этого вопроса не даёт нам рассмотреть реальные возможные последствия для страны.
Зависимость от Китая в сфере инвестиций и кредитов может привести к тому, что Китай может влиять на некоторые отрасли экономики страны. Китай может получить доступ к природным богатствам страны по дешёвым ценам или в обмен на погашение кредитов.
Китай также получил в аренду определенные территории страны и может в дальнейшем получить в аренду территории и стратегические точки как в экономических целях, так и в целях обеспечения безопасности (например, на сопредельных с Афганистаном территориях, откуда могут исходить угрозы безопасности КНР).
Эта зависимость также может привести к политическим последствиям, которые могут быть не в интересах Таджикистана. Например, Китай может потребовать от страны занять определённую позицию на международной арене, которая может пойти вразрез с ее интересами.
Такая возможность увеличивается с нарастанием противоречий коллективного Запада и Китая, где стороны могут требовать определиться с позицией третьи страны. Сильная зависимость может сделать невозможным равноудаленность во внешней политике, которая может обеспечивать более выгодную позицию.
В конце хочется отметить то, что вся практика, описанная выше, проводится Китаем не только в отношении Таджикистана, но и в отношении нескольких десятков стран.