Шесть лет без своей сцены. Почему в Душанбе до сих пор не построен русский драмтеатр имени Маяковского?

0
210

Он был снесен около 6 лет назад, за это время в Душанбе появилось немало новостроек, а вот театр никак не достроят

В июне исполнится шесть лет, как в Душанбе снесли здание Русского драматического  театра имени Маяковского. Временно труппу театра переместили в театр им. Лохути, обещая отреставрировать для них кинотеатр «Таджикистан». Но обещанное осталось обещанным. 

А вместе с тем, за эти годы было возведено множество других зданий, на которые были потрачены миллионы сомони.

«Многоуважаемые господа из Главного управления архитектуры и градостроительства города Душанбе! Вы большие архитекторы. Вы удивительные и талантливые зодчие. У вас, дорогие друзья мои, смелые мысли, гениальные идеи и страшные планы, касающиеся старого Душанбе. Но есть одна маленькая неприятность, совсем маленькая, но без вашей помощи – никак! Строительство – ведь дело сложное и не самое быстрое. К тому же, как говорят в народе, то, что сделано быстро, качественным не бывает. Но в Душанбе есть здание, срок строительства которого превзошел все мыслимые пределы и до сих пор не истек. Это здание Русского драматического театра им. В. Маяковского!».

Это воззвание к руководству города опубликовал на своей странице в Facebook историк и журналист Гафур Шерматов. И многие жители столицы поддержали его вопрос.

Здание театра имени Маяковского в Душанбе, которое было снесено в июне 2016 годаdushanbetoday.blogspot.com

И правда, сколько можно строить один единственный маленький театр?

Ведь за эти пять с небольшим лет в Душанбе было построено немало новостроек и архитектурных композиций много меньшей ценности…

Временный приют

Когда стало известно о предстоящем сносе здания театра им. В. Маяковского, творческая интеллигенция и простые жители обратились с открытым письмом в Аппарат президента и в мэрию с просьбой сохранить его как историческое и культурное наследие города.

Не сам театр, а в первую очередь здание. Однако усилия оказались тщетны, и оно было снесено. 

Режиссер Гульбахор Мирзоева поставила и сняла прощание актеров театра со сценой. 

В министерстве культуры тогда утверждали, что одноэтажное здание с тремястами посадочных мест не соответствует критериям современного театра, и гораздо целесообразнее перенести театр Маяковского в здание кинотеатра «Таджикистан», в котором была запланирована реконструкция и ремонт. 

И вот уже шестой год труппа русского драматического театра ютится на третьем этаже Таджикского государственного театра им. А. Лохути, скромно радуясь тому, что имеет хоть какую-то возможность существовать и работать.

«Когда наш театр снесли, мы все очень тяжело переживали. Но это нас сплотило, и никто не уволился. Мы должны были давать спектакли в разных театрах города, что, конечно, было совсем неудобно. Ведь постоянно возить декорации – лишние транспортные расходы, – говорит замдиректора театра им. В. Маяковского Гулнора Ахмедова. – Но директор театра им. А. Лохути Лутфулло Давлатзода великодушно дал нам крышу над головой – малый зал и примыкающие к нему комнаты на третьем этаже. Мы уже привыкли работать здесь и ставим спектакли с учетом маленькой сцены. Работаем продуктивно и не жалуемся. Даже молодежь охотно идет к нам работать, чему мы очень рады».

Зал не рассчитан на большое количество публики, но во время спектаклей всегда полон.

За стеной – импровизированная звукооператорская и гримёрка, отгороженные подручными средствами в большой комнате, дверь из которой ведет в кабинет администрации. 

На месте строительства – импровизированные склады для театрального имущества и цех по пошиву костюмов.

Вот что сейчас представляет собой Русский государственный драматический театр им. В. Маяковского. Однако отсутствие надлежащих условий не мешает его коллективу с энтузиазмом работать, ставить качественные постановки, выигрывать театральные конкурсы и гастролировать за пределами страны.

А отсутствие здания – временные трудности, которые необходимо пережить, считает Гулнора Ахмедова.  

Строительство продвигается, но очень медленно

И все же – почему так долго строится театр? 

Джамшед Шарифзода, главный инженер дирекции по строительству правительственных объектов аппарата президента Таджикистана, ответил следующее:

«Строительство нового здания театра Маяковского финансируется за счет госбюджета, и когда средства заканчиваются – строительство приостанавливается. Но сейчас из бюджета выделена определенная сумма и строительные работы возобновлены. О том, когда строительство будет завершено ничего сказать не могу, но, возможно, что к концу 2023 года. Тут всё зависит от государственного финансирования».

Проектный план над входом на стройку

На данный момент уже построены подвальные помещения под сценой и под административным зданием, в которых, согласно проекту, будут располагаться служебные и хозяйственные помещения, блок питания, спортзал.

Но пока это всё представляет собой бетонные блоки. 

Сцена будет круглой, вращающейся, также запланирована оркестровая яма. 

В этом году над сценой уже начали возводить бетонные колоны, которые должны будут удерживать крышу, расположенную на высоте примерно 21 метр. 

К сцене примыкает трехэтажное здание администрации: на первом этаже холл, касса; на втором этаже гримерки, служебные помещения; на третьем – малый зал и кабинеты администрации. 

В прошлом году был достроен третий этаж, сделана стяжка и перекрытия.

С 5 февраля было получено ежегодное финансирование и строительство возобновилось.

«С начала строительства из госбюджета было потрачено 7 млн 445 тыс. 548 сомони, – отметил прораб Аслиддин Саидзода. – Построены несущие конструкции: третьего этажа блока B, подвального этажа блока A и склад – блок D. В данный момент ведутся железобетонные работы – строительство несущих конструкций».

В связи с тем, что на строительство выделяется мало денег,. в первую очередь строятся объекты, устойчивые к погодным условиям. На этот год запланировано отстроить блок A – главную часть театра со сценой.

По словам Саидзода, до мировой пандемии Covid-19 ежегодные перечисления из госбюджета составляли от 3 до 5 млн сомони в год, но после поступления снизились до 1 млн сомони.

Этого хватает всего на 2-3 месяца работы, после чего строительство приостанавливается.

В связи с этим оно и превратилось в долгострой, и на сегодня готово всего на 40%.

«Если на строительство по-прежнему будет выделяться по 1 млн сомони в год, то оно растянется ещё лет на 30», – отметил прораб Аслиддин Саидзода.

Источник