Среди более 300 художников со всего мира, представленных на самом влиятельном фестивале мирового искусства, значится имя уроженки Таджикистана.
Молодая художница Назира Карими дебютирует на Венецианском биеннале с фильмом «Хафта». Во время съемок девушка проделала долгий путь по Центральноазиатскому региону, историю которого она рассказала через свою родословную.
Венецианский биеннале – один из самых престижных международных арт-фестивалей мирового искусства, стартовал в этом году в свой юбилейный 60-й раз.
Главная тема посвящена миграции. «Чужестранцы повсюду» (Stranieri ovunque – Foreigners Everywhere) – так звучит центральная экспозиция биеннале, призванная переосмыслить феномен миграции, обратить внимание на представителей коренных народов, которые вследствие колонизации оказались чужими в родном краю.
Венецианская биеннале 2024.
На этом знаменитом фестивале искусств в Венеции, который будет проходить с 20 апреля по 24 ноября, Назира Карими оказалась единственной участницей родом из Таджикистана. Она представляет свою семиканальную видеоинсталляцию под названием «Хафта» (с таджикского «неделя», «семь»).
«Несмотря на мое регулярное участие в выставках, на Венецианском биеннале я впервые. Попала я сюда через Open-call (специальная отборочная программа) для молодых художников до 30 лет», – говорит художница.
По следам своих предков
Многие работы Назиры Карими, художницы таджикско-казахского происхождения, начинаются с разговоров с ее мамой Марьям. Да и вообще, замечает девушка, мама для нее – главный вдохновитель и помощник.
И, наверное, именно такая тесная связь с матерью стала важной составляющей ее нового фильма «Хафта». В нем художница рассказывает о своей родословной, ссылаясь на казахскую старинную традицию Жеті Ата (в дословном переводе «семь дедов»).
Семиканальная видеоинсталляция Назиры Карими «Хафта».
В центре сюжета – истории женщин семи поколений по материнской линии. Их жизнь автор фильма ассоциирует с жизнью всего центральноазиатского региона, пережившего темные эпизоды в своей истории.
«Обе стороны моей семьи из Хатлонской области: папа из Шахритуса, мама из Курган-Тюбе. В фильме «Хафта» я рассказываю историю семьи с маминой стороны. Ее предки бежали из Казахстана во время голода в Таджикистан», – делится художница.
Для съемок фильма Назира с мамой отправились в путешествие, повторив долгий путь своей семьи: от вынужденной миграции по Аральскому морю и Сырдарьи до возвращения на историческую родину.
Чтобы проделать весь этот маршрут, понадобилось около двух месяцев.
«Идея снять этот фильм пришла два года назад. В то время в художественной резиденции мы изучали понятие «extinction» (вымирание). Тогда я стала размышлять о том, что уничтожение и вымирание культуры и памяти людей нашего региона случилось вследствие его колониальной политики», – рассуждает Назира.
Художница отмечает, что фильм «Хафта» – не только дань памяти предкам, которая традиционно так значима для народов Центральной Азии. Ее видеоработа – это рассказ об истории региона через жизни этих женщин. Семь поколений – достаточно долгий период времени, считает Назира, и за это время центральноазиатский регион пережил очень многое.
Семиканальная видеоинсталляция Назиры Карими «Хафта».
«Частично фильм – фикшн, то есть плод моего творческого воображения, ведь память о моих предках отсутствует. Я хотела рассказать о важных исторических событиях, окружавших моих бабушек, настоящих и придуманных», – объясняет наша собеседница.
Путь к искусству
Назира Карими родилась и выросла в Душанбе, тут же окончила школу. Ее родители – инженеры, познакомились, работая на Душанбинском текстильном комбинате.
Страсть к художеству пришла к ней, отнюдь, не из детства. Девушка начала свою трудовую деятельность в качестве ведущей душанбинской радиостанции AFM, которая располагалась рядом с офисом, где работали дизайнеры. Их работы и подтолкнули Назиру заняться современным искусством, которое в итоге переросло в дело всей ее жизни.
В 2013 году вместе со своей семьей Назира переехала в Алматы. Там она поступила в колледж декоративно-прикладного искусства. После его окончания свои творческие поиски девушка продолжила в Австрии. С 2018 года она учится в Венской Академии искусств.
Жизнь в одном из красивейших городов мира с впечатляющей архитектурой и оживленной культурной сценой пришлась на пору взросления Назиры. Именно в Вене она сформировалась как личность, а знание иностранных языков, которые она выучила, живя в Европе, открыли ей дорогу на международную художественную сцену.
Назира Карими.
Назира Карими – девушка с активной гражданской позицией. Помимо своей личной художественной практики, она является частью нескольких художественных коллективов и платформ.
Так, в 2021 году, в составе коллектива алматинских художниц и деятельниц искусств Назира проводила интервенции – художественные перфомансы – в общественный транспорт Алматы.
Карими обратила внимание на вопрос комфорта и безопасности. Ее наклейки до сих пор видны на станциях и в вагонах метро в Алматы.
Назира Карими во время художественного перфоманса в общественном транспорте Алматы в августе 2021 года.
«Как женщина, я часто чувствую дискомфорт от взглядов, нарушения дистанции, прикосновений. Именно поэтому я расклеила знаки, сильно похожие на те, что уже присутствуют в вагонах метро или автобусах. Мои знаки запрещают пристально смотреть и прикасаться к персонам, разделяющими с вами пространство», – рассказала Назира.
Также девушка состоит в исследовательской группе художниц из Центральной Азии «Davra», инициированной узбекской художницей Саодат Исмаиловой. А еще является частью Ruyò Journal – платформы для критического дискурса в области искусства, кино и теории в Центральной Азии.
За плечами у Назиры участие в самых разных арт-выставках, фестивалях и резиденциях. Одним из важных событий она выделяет участие в documenta fifteen – одной из самых авторитетных выставок современного искусства, которая проходит раз в пять лет в немецком Касселе.
Перформанс “Maïdabofi” Назиры Карими.
«Мне также дорог проект «Monographs 2023» от Asian Film Archive, для которого я создала видео работу Apat, – продолжает Назира. – Важными для меня являются совместные проекты и события, которые мы делаем вместе с журналом Ruyò Journal. Например, сейчас у нас проходит культурная программа «Who is Dushanbe Today?» («Кто Душанбе сегодня?»), где ведутся увлекательные дискуссии о городе, и о том, как каждый житель может стать его активной силой».
В июне этого года Назира Карими заканчивает свою магистерскую программу в Вене.
Впереди – защита дипломной работы. После она намерена вернуться в Алматы и продолжить развиваться в современном искусстве.
Этой весной читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК