Статистика товарооборота между Душанбе и Пекином: где «затерялись» миллионы долларов?

0
808

Азим Турсунзода, первый зампредседателя Таможенной службы РТ

Таджикистан и Китай обнародовали статистику товарооборота между двумя странами. Один показывает гораздо меньшую сумму, другой – на порядок больше. Речь идет о сотнях миллионов долларов.

Китай эту ситуацию не комментирует. Один из таджикских чиновников утверждает, что «Китай преувеличивает статистику, чтобы продемонстрировать свой потенциал». Другие не исключают фактов мошенничества, коррупции и других "привилегий".

Пятнадцать миллионов долларов или более одного миллиарда?

По утверждению китайской стороны, ими в 2022 году отправлено товаров в Таджикистан на 2 миллиарда 217 миллионов долларов. Таможенная служба Таджикистана рапортует о ввезенных из соседней страны товаров на сумму менее 842 миллионов долларов. То есть, «затерялся» один миллиард 375 миллионов долларов. Каким образом?

В Таможенной службе Таджикистана считают, что разница в статистике сделок с Китаем составляет чуть «более 15 миллионов долларов». Как заявил 15 февраля первый заместитель председателя Таможенной службы Азим Турсунзода, «эта цифра точная и полная. Деньги были переведены через банки. Никто не мог не ввозить, ни вывозить, ведь сообщения между странами не было».

Однако четкого ответа на вопрос о том, каким образом разница между статистикой Пекина и Душанбе достигает сотен миллионов долларов, чиновник не дал. Что же касается его утверждения о «разнице всего чуть более 15 миллионов долларов», он добавил: «Эта разница получается в основном за счет транспортных расходов. Некоторые транспортные расходы оплачиваются таджикской стороной».

Китайская сторона никогда не объясняла разницу в статистике товарооборота с Таджикистаном, но каждый год этот вопрос возникает при подведении итогов работы за год. Например, в 2021 году эта разница составила около одного миллиарда долларов.

Таджикский чиновник на условиях анонимности заявил: «Чтобы показать свой потенциал, Китай показывает статистику товарооборота с Таджикистаном больше, чем на самом деле», но не сказал, почему официальный Душанбе не реагирует на эти действия.

Таким образом, непонятно, то ли Пекин завысил статистику экспорта своей продукции в Таджикистан, то ли стоимость китайских товаров была занижена на таджикской границе.

В чью пользу и кому во вред?

Эксперт Амон Асрор говорит, что по экономическим законам стоимость товаров, ввозимых из Китая, в Таджикистане должна увеличиваться, «потому что к ним добавляются расходы на транспортировку товаров и оформление документов».

«Таким же образом этот процесс происходит с вывозом товаров из Таджикистана в Китай. Например, таможенные органы Таджикистана оценили стоимость товаров, вывезенных в Китай в 2022 году, в 368 миллионов долларов. Их стоимость была зафиксирована в таможенных органах Китая в 381,7 миллиона долларов», — пояснил он.

В прошлом таможенные органы Таджикистана увязывали разницу в статистике с разными методами учета. Но некоторые считают коррупцию одним из существенных факторов, влияющим на этот процесс. Бывший сотрудник таможни ранее утверждал, что часть разницы возникла из-за мошенничества при оформлении грузов.

Тем временем Таджикистан освободил несколько компаний от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров. Большая часть этих товаров ввозится из Китая. Вероятно, Китай фиксирует эти товары в своей статистике, а таджикская сторона – нет, что в дальнейшем приводит к искажению статистики.

Эксперт Амон Асрор говорит, что в любом случае "наряду с государственным бюджетом, который теряет сотни миллионов долларов, ущерб наносится и отечественному производству, медленнее развивается индустриализация страны. Предприниматель, который занимается торговлей, возможно, и получает выгоду в результате коррупционного уменьшения стоимости ввозимой продукции, однако тот предприниматель, который занимается производством этой продукции, получает гораздо больше ущерба", – пояснил собеседник.

В последние годы Китай стал одним из крупнейших инвесторов в экономику Таджикистана. Большая часть внешних кредитов Таджикистана также приходится на КНР.

Представители оппозиции постоянно критикуют таджикское правительство за возрастающую с каждым годом финансовую зависимость от Китая, но власти каждый раз отвечают, что они знают свои «пределы» в отношениях с другими странами.

Источник