«Президент Рахмон постоянно подчеркивает важность привлечения иностранных инвестиций, но бюрократические барьеры, коррупция, чрезмерные проверки и непрозрачная налоговая система серьезно мешают инвесторам».
Такая оценка содержится в новом докладе Государственного департамента США «Инвестиционный климат в Таджикистане в 2020 году». Доклад был опубликован на официальном сайте Госдепа 17 сентября, однако Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Таджикистана пока не ответил на наши вопросы по этому поводу.
«Сложная страна для ведения бизнеса»
Авторы доклада назвали Таджикистан «сложной страной для ведения бизнеса». По их мнению, высшее политическое руководство Таджикистана всегда желает привлечь американских инвесторов, но из-за всех вышеперечисленных препятствий американских инвесторов в этой стране можно сосчитать по пальцам.
Тем не менее, в докладе отмечается, что Таджикистан может принести большую прибыль тем инвесторам, у которых есть опыт работы в регионе и которые готовы вложиться в инвестиционные проекты, несмотря на имеющиеся риски.
В то же время авторы отчета перечислили некоторые проблемы в сфере инвестиционного климата в Таджикистане.
Коррупция
В докладе отмечается, что американские компании сталкивались с фактами вымогательства и мздоимства на таможне, в налоговых органах, тендерах по государственным закупкам, а также при получении лицензии в Таджикистане. Американские компании называют коррупцию основным препятствием для инвестиций в Таджикистан.
Зависимость судебной власти
Авторы доклада отмечают, что хотя и судебная власть в Таджикистане формально признана независимой ветвью власти, в действительности это совсем не так, и суды находятся под влиянием исполнительной власти. «Фактически, исполнительная власть (правительство) вмешивается в работу судов. Следовательно, судебные процессы нельзя назвать справедливыми. Судебные решения обычно выносятся в пользу правительства и государства», — говорится в докладе.
В докладе отмечается, что, несмотря на возможность подачи апелляции в вышестоящие суды, в конечном итоге решение выносится в пользу государственных органов, что «делает бизнес уязвимым».
Налоговые правила
Авторы доклада пишут, что правительство вкладывает значительные средства в строительство Рогунской ГЭС, поэтому Налоговый комитет может по своему желанию изменить налоговые правила, чтобы пополнить план доходов.
Авторы также отмечают, что правительство Таджикистана может оказать давление во время переговоров путем применения высокой ставки налога, чтобы часть инвестиций была передана правительству. В таких случаях компании не могут быть защищены действующим законодательством, так как арбитражные суды, по словам авторов доклада, занимаются только хозяйственными спорами по поводу земель сельскохозяйственного назначения.
«Китайцы едут же…»
После публикации доклада 17 сентября Радио Озоди обратилось в Государственный комитет по инвестициям и управлению госимуществом, чтобы получить комментарий на оценку Госдепа о состоянии инвестиционного климата в стране. Именно этот орган отвечает за привлечение иностранных инвестиций, а также за создание и улучшение условий для привлечения инвестиций.
Представители комитета отказались предоставлять комментарии по телефону и попросили направить в их адрес письменный запрос. Письмо Радио Озоди было направлено и принято в Госкоминвесте 17 сентября, но на момент публикации статьи мы так и не получили ответа от них.
Между тем источник, работающий в сфере привлечения инвестиций, сообщил на анонимных условиях, что оценка Госдепа не является объективной и США не учли недавние успехи Таджикистана на этом поприще.
По его словам, год назад Таджикистан вошел в десятку стран-реформаторов в сфере ведения бизнеса согласно рейтинга Всемирного банка Doing Business-2020, и иностранным инвесторам были предоставлены равные условия и возможности. «Посмотрите, сколько компаний из Китая работают в Таджикистане. Если бы инвестиционный климат в стране не был бы благоприятным, разве китайцы приехали бы к нам?», — говорит собеседник.
Этот источник имел ввиду китайские кредиты и инвестиции, которые выделяются Таджикистану в рамках проекта "Один пояс, один путь".
В отчёте Госдепартамента инвестиции и кредиты, полученные Таджикистаном в долг от китайских партнёров, назвали "непрозрачными", отметив при этом, что "треть от всего объема зарубежных инвестиций поступает именно из Китая".
Тем временем эксперты говорят, что китайские инвестиции не следует рассматривать как показатель для успешного ведения бизнеса в Таджикистане. Сотим Умаров, таджикский экономист, отметил, что большая часть китайских инвестиций поступает в Таджикистан на основании правительственного заказа или под гарантии таджикских властей.
"То есть, китайские инвесторы преследуют долгосрочные политические и геополитические цели, а не как бизнес и прибыль. И ещё неизвестно, что в будущем принесут нам эти инвестиции", — сказал Умаров.
По его словам, американские компании руководствуются коммерческими интересами, а не политическими целями, и не подчиняются американским властям, и стараются вложить инвестиции туда, где можно получить прибыль и расти в экономическом плане. "Исходя из этого, все критические положения доклада госдепартамента можно использовать в качестве руководства для работы по изменению инвестиционного климата в стране, что принесет пользу всей экономике Таджикистана", считает Умаров.