Темная лошадка: размытые перспективы и неясная программа Майи Санду

0
138

В следующем туре президентских выборов республики Молдова развернется настоящая битва идеологий. Пройдет она 15 ноября, и в ней мы узнаем ответ на вопрос, останется ли страна независимой и продолжит следовать по пути стабильного процветания или же окажется в тупике, связанная по рукам и ногам обязательствами перед западными державами. Второй вариант нам предлагает экс-премьер республики Майя Санду – прозападный кандидат от партии «Действие и солидарность». И она же ставит действующему президенту Додону ультиматум: если его переизберут, люди выйдут на улицы. По сути, борец против коррупции, как Санду себя называет, решила шантажировать правительство цветной революцией в случае неудовлетворительного для нее результата. А ведь она так «хотела» честных выборов…

К главе ПДС накопилось много вопросов, и разные политики уже пытались их ей задать. Первая попытка была в конце октября, когда на предвыборных дебатах лицом к лицу должны были встретиться Додон и Санду. Тогда экс-премьер отказалась участвовать, мотивируя свое решение тем, что отказался и Игорь Додон. Однако, госпожа Санду лукавит. Действующий президент заявлял, что будет дискутировать лишь в случае второго тура выборов. И вот, второй тур уже близко, дебаты были назначены на 11 ноября, а Майя Санду снова отказывается от участия. Причину она также озвучила: «Мы настаивали на проведении дебатов перед людьми на тему экономических проблем, борьбы с пандемией и коррупцией. Додон не может дать ответы на вопросы и решать проблемы, с таким человеком мне не о чем разговаривать, он может проводить дебаты лишь с прокурорами на тему коррупции», — сказала она.

В информационном противоборстве этот прием называется просто – «перевод стрелок», а в народе говорят «держи вора, пока вор тебя не поймал». Она лишь навесила собственные ярлыки на президента, которыми многие журналисты давно ее окрестили. В коррупционных схемах, в том числе в причастности к «Ландромату», Санду обвиняли еще в то время, когда та была министром образования Молдовы.

— Именно в эти годы Молдова потеряла единственный международный аэропорт, его отдали в концессию олигархам, через Молдову работал ландромат. Из банковской системы украли миллиард долларов. Санду была министром образования, она голосовала за эти решения, она даже пресс-конференцию не провела, не возмутилась коррупционными схемами. Самое главное — Санду была консультантом Всемирного банка, она выпускник Гарварда. Это мы с вами можем не разбираться в финансовых махинациях, а она разбиралась и должна была иметь какую-то позицию. «Но она молчала», – объясняет депутат республиканского парламента, политолог Богдан Цырдя.

Молчит Санду и об экономике, а говорить за нее приходится Игорю Додону. Тот уже не раз заявлял о серьезных убытках. Так, во втором квартале 2020 года в Молдове уровень ВВП упал на 14%, а в целом за первое полугодие — минус 8%. Это, конечно, существенно для любой страны. Исходя из обстоятельств, Додон обратился к западным и восточным коллегам, которые предоставили кредиты и безвозмездную помощь на сотни миллионов долларов. Среди откликнувшихся на призыв оказались Россия, Китай и представители МВФ. Со стороны же Санду звучали только обвинения в адрес президента, но никаких реальных предложений по поддержке населения Молдовы не последовало. Вместе с этим, в 2019 году Санду взяла на себя обязательства выделить средства поддержки для сельхозсектора: уже как год фермеры республики сражаются с засухой. Экс-премьер не сдержала свои обещания, и в августе 2020-го на себя их взял Додон, договорившись с РФ о безвозмездной поставке нескольких десятков тысяч тонн дизельного топлива для аграриев.

Добавим, что Майя Санду еще на посту премьер-министра не поддержала законопроект об обязательстве торговых точек закупать 50% продукции отечественных производителей. До этого законопроект уже 3 года находился на рассмотрении в парламенте, однако она постоянно отклоняла его, ссылаясь на негативную реакцию со стороны Евросоюза. Эксперты связывают данное решение с тесными отношениями Санду и олигархическими кругами, в том числе и с бежавшим из страны Владимиром Плахотнюком. Видимо, благополучие народа для нее менее важно, чем реакция западных кураторов. В какой-то момент это осознали в парламенте, последней каплей для которого стала инициатива кабмина, определяющая процедуру избрания Генерального прокурора. Санду приняла решение отменить конкурс на эту должность, оставив за собой право лично выбирать нужного человека «по политическим соображениям». В конце концов, 12 ноября 2019 депутаты объявили вотум недоверия правительству. В отставку Санду отправили даже ее бывшие союзники.

Карьера сыплется на глазах

Избиратели вряд ли проголосуют за Майю Санду с ее идеологическими установками, для которой 9 мая — не День Победы, а день поражения. Она, своего рода, провокатор, не имеющий поддержки в парламенте. Поэтому логичным шагом для нее стал поиск поддержки на Западе. Брюссель и Вашингтон положительно отреагировали на ее кандидатуру в президенты, и теперь в Кишиневе серьезно опасаются массовых беспорядков по типу 2009 года или даже киевского Майдана 2014-го.

Санду долго занималась предсказаниями нарушений на выборах. Она рассчитывала, что Игорь Додон поспособствует тысячам фальсификаций, поэтому сделала предупреждение всем: «Он пытается сфальсифицировать выборы. Мы выступали с этими заявлениями, чтобы помешать ему это сделать. Но если он последует своим планам, мы предупреждаем его, что люди выйдут на улицы», – сказала Майя Санду.

Однако ее планы обрушились. Даже в условиях пандемии ЕС признал выборы президента Молдовы демократичными.

Об этом заявила Европейская внешнеполитическая служба: «Избиратели продемонстрировали свою приверженность демократии, несмотря на сложные условия, вызванные пандемией COVID-19. Миссия ОБСЕ/БДИПЧ продолжит наблюдать за выборами во втором туре… Выборы были конкурентными и проводились в соответствующих правовых рамках».

Крупные социологические исследования отмечают, что у действующего президента намного больше шансов на победу во втором туре. Цветная революция Санду не удается.

Последний козырь, который попыталась использовать прозападный кандидат – апеллировать к восстановлению отношений с Россией. Об этом она заявила 9 ноября. Но для нее это всего лишь очередное популистское высказывание, используемое для перетягивания колеблющегося электората Игоря Додона и Ренато Усатого. Очевидно, никто не желает радикальной европеизации Молдовы, ведь она лишит страну ее независимости. При этом Санду утверждает, что подобная перспектива не что иное, как «прекрасное будущее». На самом же деле – это нестабильность и хаос.

Источник