Суд столичного района Исмоили Сомони приговорил бывшего члена ныне запрещенной Партии исламского возрождения к 5 годам заключения.
Судебный процесс прошел за закрытыми дверями, представители суда от комментариев отказываются, а родственники заявили, что «87-летний Дониёр Набиев был признан виновным в оказании материальной помощи родственникам заключенных членов ПИВТ».
Процесс под грифом «секретно»
Саидисхок Бобоев, родственник осужденного, сказал 4 января в беседе с Радио Озоди, что приговор был оглашен 28 декабря 2020 года за закрытыми дверями.
Источник в суде Исмоили Сомони подтвердил сообщение о приговоре в отношении Набиева, но не стал комментировать ввиду того, что на дело был наложен гриф секретности.
Махмади Тешаев, экс-глава отдела ныне запрещенной ПИВТ по району Рудаки, сказал, что по имеющейся информации, Дониёр Набиев (местные его называли Бобои Дона) был задержан в сентябре прошлого года в своем доме в кишлаке Гулбутта джамоата Чимтеппа. Официальные структуры ничего не сообщили ни о его задержании, ни о приговоре суда.
«Бобои Дона в праздничные дни относил семьям заключенных членов ПИВТ продукты – мясо, фрукты. Поэтому его задержали и отправили за решетку», — подчеркнул Тешаев. Неизвестно, какие именно статьи были инкриминированы Набиеву.
Второй приговор Джалолиддина Махмуда
За последние несколько месяцев в суде столичного района Сомони прошло несколько процессов в отношении членов запрещенной ПИВТ и их соратников. Недавно здесь же прошло судебное заседание по делу Джалолиддина Махмуда, бывшего члена Высшего Политсовета ПИВТ, который в 2019 году вышел на свободу по амнистии после отбытия срока заключения. Летом 2015 года он был осужден на пять лет за незаконное приобретение, хранение или ношение огнестрельного оружия. Теперь он отбывает второй срок длиною в 6,5 лет.
Источник в суде района Сомони сказал 4 января в беседе с Радио Озоди, что Джалолиддин Махмуд был осужден за «попытку насильственного изменения конституционного строя» и его уже перевели из СИЗО в исправительную колонию в Вахдате.
Один из родственников Джалолиддина Махмуда сказал, что он присутствовал в суде в день оглашения приговора. «Когда зачитывали приговор, Джалолиддин сидел в клетке и молчал», — добавил он.
29 сентября 2015 года Верховный суд признал деятельность ПИВТ экстремистской и террористической, и запретил её деятельность на территории республики. Таким образом, партия исламского возрождения оказалась объявлена вне закона и лишилась возможности защищать себя легальным политическим способом. Предлогом для судебного преследования исламской партии стал так называемый мятеж заместителя министра обороны генерала Абдухалима Назарзода.
По официальной версии, генерал, якобы являвшийся активным участником ПИВТ, и его сторонники, тоже состоявшие в ней, в ночь на 4 сентября 2015 года совершили вооруженные нападения на объект министерства обороны в Душанбе и здание милиции в городе Вахдат, что в двадцати километрах от столицы, после чего попытались скрыться в горах, где к 16 сентября были уничтожены верными правительству войсками. Десятки активных членов партии нашли убежище за пределами Таджикистана, и еще десятки были задержаны и отправлены за решетку в стране.
Руководство ПИВТ категорически отвергает обвинения и заявляет, что цель таджикских властей – убрать со сцены вторую после правящей партии влиятельную политическую силу в стране.
Год назад Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям назвала «необоснованным» арест некоторых членов ПИВТ, в том числе Махмадали Хаита, и призвала к их немедленному освобождению.
Однако таджикские власти отвергают подобные заявления, подчеркивая, что следствие и суд над членами запрещенной ПИВТ проводились в соответствии с законодательством Таджикистана. Рустам Шохмурод, бывший министр юстиции Таджикистана, сказал, что «все заключенные находятся под стражей за совершенные преступления».