Атака НПО: устоит ли Узбекистан?

0
72

Атака НПО: устоит ли Узбекистан?

После трагических андижанских событий в 2005 году, власти Узбекистана серьёзно взялись за «неправительственный сектор». Государство стало зачищать НПО. Отметим, что, начиная с 2006 года, зачистки стали осуществляться на постоянной основе. Так, одним из первых были закрыты международный совет по исследованиям и обменам IREX и благотворительная организация по поддержке независимых СМИ «Internews Network». Также, весной 2006 года была закрыта организация «Freedom House». Как утверждают власти страны, этот фонд был замешан в поддержке участников андижанского восстания.

Известно, что в Кыргызстане представители этой организации в 2011 году посетили Казахстан во время беспорядков в Жанаозене. Вместо того чтобы успокоить протестующих и взывать к диалогу, программный директор «Freedom House – Бишкек» Аскат Дукенбаев открыто поддержал митингующих и обвинил во всём официальный Казахстан. Также в 2014 г. представительство «Freedom House – Бишкек»  выступало против вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

В отличие от соседних Казахстана и Киргизии, в Узбекистане нет лояльности к деятельности НПО, однако, США всё равно выделяют средства. Так, например, деньги выделяются на «организации гражданского общества, предпринимателей/ новаторов, журналистов – выпускников программ по обмену США, женщин, и молодежь 14-25 лет».

Также буквально, на днях RT сообщила, что Америка  выделяет грант на поддержку «независимых СМИ».

«Эта программа поддерживает развитие демократических институтов и гражданского общества в Узбекистане путём предоставления небольших грантов некоммерческим, неправительственным организациям и ассоциациям, некоммерческим организациям гражданского общества и независимым местным СМИ на конкурсной основе», — уточняется в документе. 

Как следует из описания гранта,  Государственный Департамент профинансирует те проекты, которые будут направлены на «усиление роли женщин и социально уязвимых сообществ», а также на «укрепление независимых средств массовой информации» республики.

Обратим внимание, что накануне январских событий в Казахстане, в апреле 2021 года, США был выделен грант в размере 120 тысяч $ на поддержку и «усиление» медиарынка страны. 

«Цель программы — укрепление средств массовой информации в Казахстане путём повышения профессионализма журналистов и сокращения отрицательного воздействия в Казахстане фейковых новостей», — следует из документа. 
То есть, налицо неприкрытое вмешательство во внутренние дела Казахстана через подконтрольные СМИ, фонды, выделяемые гранты. Так, например, фейсбук-группа «БЭСЭ», офис которой находится на территории Украины – поддерживала и координировала начавшиеся январские протесты в Жанаозене. Совпадение?

Теперь гранты Госдепа посыпались на Узбекистан. Стоит вспомнить недавнюю публикацию Eurasia.Daily, в которой журналисты рассказали о небезызвестной организации «OCCRP». Международная некоммерческая организация OCCRP — это проект, объединяющий прозападные издания и журналистов из разных стран. Она позиционирует себя в качестве борца с мировой коррупцией и неравенством. Однако эта контора существует под патронатом Госдепартамента США, USAID, NED и фонда «Отрытое общество»*.

Истории неизвестны случаи, чтобы организации, которые спонсируются Америкой, «принесли радость и счастье» людям. Такие фонды используются исключительно для борьбы с «режимами», которые неугодны США. 

Так, например, журналистов этой организации на закрытом брифинге попросили устроить информационную атаку на президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Естественно, не на «голом энтузиазме». Как заявил редактор OCCRP Матвей Купфер, 

«Ребята, есть задача устроить бучу, хаос. Желательно вывести людей на улицы как в Казахстане. Собирайте всё, до чего дотянетесь — любые сплетни тащите, потом разберемся. Не зацикливайтесь на доказательствах, времени на этику нет…».

Похожий пример был в Кыргызстане. В 2019 году этот OCCRP вместе с «Радио Свобода – Кыргызстан» и «Kloop.kg» провела расследование в Бишкеке, направленное против коррупции на таможне. Своим расследованием объединение «раскачало обстановку», что привело к акциям протеста. И, отчасти, к последующей революции в октябре 2020.

Выше перечислены следствия, а в чём же причина?

Казахстан и Кыргызстан входят в Евразийский Экономический Союз вместе с Россией. Узбекистан стал наблюдателем в этой организации, а Таджикистан рассматривает возможность вступления. 

По сообщениям Евразийской Экономической Комиссии объём взаимной торговли за 2021 год составил 72,6 млрд долларов США. Этот показатель является самым высоким за годы создания Союза. К тому же, 31 января 2022 президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Стратегию развития Узбекистана на 2022-2026 гг. В соответствии с ней будет проведен анализ договора о Евразийском экономической союзе (ЕАЭС) и выработаны предложения по дальнейшей интеграции республики с международным объединением. В документе также отмечается, что будет разработана и утверждена дорожная карта по реализации стратегии, которая предполагает дальнейшее совершенствование национальной политики технического регулирования и стандартизации в целях гармоничного вхождения на рынок ЕАЭС. 

По прогнозам аналитиков ЕАБР, потенциальный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в Узбекистан может составить 1–1,5 млрд долл. США ежегодно. Также по их мнению, доступ к общему рынку труда ЕАЭС даст дополнительный приток денежных переводов в Узбекистан в размере 1,5–2 млрд долл. в год.

Как отметил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров,  «без участия Узбекистана как крупного и стратегически расположенного игрока на пространстве Центральной Азии решение вопросов развития региона затруднено. Это в полной мере относится к транспорту, логистике и водно-энергетическому комплексу. От глубины и интенсивности участия Узбекистана в региональных и евразийских интеграционных процессах будет зависеть их сбалансированность и успех. Более активная экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером экономического сотрудничества в регионе».

Это никак не может устраивать «западных партнёров», которые используют все возможности для разрушения процессов евразийской интеграции. В том числе и через реализацию разных программ, нужных для «расшатывания» государственного устройства.

«Запад не приветствует максимизацию связей между Россией и странами Центральной Азии. Вполне возможно, что он будет вставлять палки в колеса по мере появления новых проектов. Он попытается отговорить Узбекистан от интеграции с ЕАЭС, вполне возможны новые интриги» – заявляет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

К тому же, в самой администрации президента Узбекистана заявили, что прекрасно понимают особенность разрушительных планов OCCRP и иных фондов, спонсируемых США: 

«Сейчас, на пороге масштабной программы приватизации госактивов, Запад, с одной стороны, не хочет по-серьезному вкладываться в Узбекистан, а с другой — мечтает отодвинуть в сторону Россию и Китай. Информационные атаки и репутационный удар по Ташкенту в этом случае — любимый и давно обкатанный способ затормозить инвестиционное развитие государства, голословно обвинив высших чиновников в коррупции».

Об этом же говорил глава Белорусии Александр Лукашенко на саммите ОДКБ.

«Уроки, о которых много здесь говорили, должен извлечь — простите за это — прежде всего Узбекистан. Если эти уроки не будут извлечены, по нашей информации, — а это уже вы видите там на месте — их взгляды в том числе брошены и на Узбекистан», — сказал он.

Будем надеяться, что ничего серьёзного не случится. Как говорится, надежда умирает последней.

*Организации запрещены в РФ

Источник