«Ты без радости и песен, родина моя». О чем спели афганские дети и рассказали взрослые Верховному комиссару ООН?

0
113

Люди не смогли задать все свои вопросы и ушли со встречи с тем же ощущением безнадежности, с которым живут уже долгое время.

В Таджикистан с двухдневным визитом прибыл верховный комиссар ООН по делам беженцев Филлипо Гранди. В Вахдате он встретился с некоторыми беженцами и пообещал увеличить им помощь. Но беженцы ожидали от него совсем другого.

Во время своего визита в Таджикистан Филиппо Гранди встретился с президентом Таджикистана и министром внутренних дел. Стороны обменялись мнениями по вопросам дальнейшего совершенствования правовой базы процесса сотрудничества, создания соответствующих правовых инструментов и приведения в соответствие национального законодательства Таджикистана с международными стандартами.

18 марта Верховный комиссар поехал к беженцам в Вахдат. 

Согласно программе, встреча проходила в Молодежном центре города. В условиях старого здания, который, судя по всему, давно не видел ремонта и даже не имел достаточного освещения, встретили главу ООН по вопросам беженцев довольно помпезно.

Прием был устроен прямо в вестибюле центра. С приветственными словами выступили глава центра, председатель города Вахдат и представитель МВД.

Школьницы читали стихи и приветствия, в том числе, на английском языке. Одетые в нарядные национальные платья девочки раздавали гостям-женщинам цветы нарциссы.


«Ты без радости и песен, родина моя». О чем спели афганские дети и рассказали взрослые Верховному комиссару ООН?

Фото Asia-Plus

Плановый-радужный прием был в каждом кабинете центра, где гостей ждали такие же наряженные дети, которые рассказывали о том, какие хорошие условия у них в центре. В музыкальном кабинете афганские девочки также радужно пели песню, которая по тексту, напротив, была далеко не радужной, что заставило заплакать некоторых:

«Каждый предавал тебя по-своему, родина моя…Ты уставшая от боли, ты без радости, ты без песен и без (права) слова, ты с болью и без помощи…».

Пели песню в режиме нон-стоп, пока гости заходили в другие кабинеты. Как только группа во главе комиссара стала приближаться к этому кабинету, директор велела начать ее заново и петь громче…


«Ты без радости и песен, родина моя». О чем спели афганские дети и рассказали взрослые Верховному комиссару ООН?

Фото Asia-Plus

В целом, как оказалось, в центре афганские дети обучаются шитью, английскому языку, вышиванию, пению и танцам.

Отзывались о центре и жизни в Вахдате очень хорошо. 

«Украинских беженцев встречали с цветами. Мы такого не видели»  

Встреча с взрослыми проходила в зале центра. Правда, здесь мы ожидали увидеть, если не всех, то хотя бы основную часть беженцев, проживающих в Вахдате. Но, как сообщили сами беженцы, сюда были приглашены только 20 человек, чтобы они говорили от имени остальных.

По их словам, в Вахдате проживает более 4 тыс. афганских беженцев. В целом по стране их число достигло 14 тыс. 

Собрание началось с большим опозданием – на два часа. Но беженцы очень ждали эту встречу, потому что у них накопилось много проблем.

Пока ждали главного гостя, один из беженцев рассказал, что он был помощником главы Файзабада провинции Бадахшан Афганистана.

Что ситуация там остается очень тяжелой. На днях талибы до смерти закидали камнями мужчину и женщину, подозревая их в связи. Жителям запретили снимать сам процесс, пригрозили что их за это также убьют. При этом они грабят народ. 

На вопрос о том, правда ли, что талибы разрешили местным жителям Бадахшана добывать золото и освободили их от налогов, собеседник «Азия-Плюс» ответил, что это дозволено только их людям, а у местных жителей никаких прав нет…

«Мы верим, что Фронт национального сопротивления сможет освободить Афганистан от талибов и мы однажды вернемся на родину. В Таджикистане нас хоть и приняли, но мы понимаем, что жизнь тут тяжелая и для самого населения, поэтому надеемся, что вернемся однажды. А пока у нас очень и очень много проблем, решение которых мы ждем от сегодняшней встречи», – говорит наш собеседник. 

Но, к сожалению, до него потом очередь так и не дошла. Также, как и до многих других беженцев. Время собрания оказалось ограниченным и задать свои вопросы и просьбы смогли лишь четверо человек.  Но, при этом, каждый из выступающих в основном говорил о помощи для эмиграции в третьи страны.  


«Ты без радости и песен, родина моя». О чем спели афганские дети и рассказали взрослые Верховному комиссару ООН?

Фото Asia-Plus

Мумтоз Нишон, один из беженцев сообщил, что он прибыл в Таджикистан после последних событий в Афганистане. По его словам, среди тех, кто бежал из Афганистана с августа прошлого года, очень много представителей государственного сектора, учителей, врачей и других специалистов.

Они не имели возможности вывезти с собой что-либо и сейчас у них просто нет денег для проживания. При этом несмотря на то, что они являются квалифицированными работниками, сталкиваются с проблемой трудоустройства.

По его словам, ООН оказывает им помощь, но этой помощи не хватает. Целью многих является выехать в третьи страны. Но страны, которые обещали принять их, этого не делают. Канада принимает беженцев, но при этом требует наличие спонсоров в своей стране, а их нет.  

– Мы благодарны таджикскому народу за прием, но экономическая ситуация в стране тоже нелегкая. США и западные страны говорили, что вывезут афганских беженцев, но своего обещания не сдержали. Мы ходили в посольства этих стран, они нам отказали. При этом мы видим, как украинских беженцев встречают с цветами – афганские беженцы такого не видели… Возвращаться в Афганистан небезопасно. Мы остались без какой-либо надежды, живем без веры в будущее, – говорит Нишон.

«В свое время мы помогали западным странам, теперь у нас проблемы из-за этого»

Другой беженец сообщил, что положение многих жителей Афганистана, которые находятся на границе, тоже очень тяжелое. Они также нуждаются в поддержке, особенно те, кто занимался общественной правозащитной деятельностью.


«Ты без радости и песен, родина моя». О чем спели афганские дети и рассказали взрослые Верховному комиссару ООН?

Фото Asia-Plus

Женщина – афганка подняла вопрос о матерях-одиночках, которые не имеют опекунов и вынуждены самостоятельно решать материальные и другие проблемы, с которыми сталкиваются они и их дети.

Был также поднят вопрос о медицинских услугах.

По словам одного из афганских беженцев, было бы хорошо, если бы для них создали карточки беженца, по которым они могли бы обратиться за медицинскими услугами и УВКБ ООН помогла бы оплатить жилье, так как людям очень трудно находить средства на оплату аренды.

Также он пожаловался на то, что работники УВКБ ООН в Таджикистане не выходят на связь с беженцами и не принимают их. Вместо этого, они направляют их в другие структуры. 

– Мы несколько раз пытались пообщаться с главой УВКБ в Таджикистане, хотели рассказать о своих проблемах и услышать их ответы. Но, к сожалению, не увидели их участия в своей судьбе. Нас не принимали и отсылали в какие-то другие структуры, но они не были компетентны в вопросах, которые мы хотели задать вашей структуре в Таджикистане, – говорит мужчина, который представился Абдулбаширом.

Также, по его словам, сейчас УВКБ ООН говорит о том, что часть беженцев может быть возвращена на родину, но это очень тревожное заявление, так как для каждого вернувшегося там не безопасно.

– Последние беженцы, которые прибыли в Таджикистан, каждый работал либо в госсекторе, либо с иностранными организациями. Нам не безопасно возвращаться. В свое время мы помогали западным странам в их работе в Афганистане, теперь у нас проблемы из-за этого, – говорит мужчина.

Латифа Абдулманон, молодая афганская женщина в свою очередь сообщила, что живет в Таджикистане уже 17 лет. Ее мама с детьми приехала в Таджикистан в качестве первых афганских беженцев. У нее не было опекуна, и она сама воспитывала детей и обеспечивала их необходимым.

По словам женщины, ей удалось получить в Таджикистане образование, в том числе, высшее, но все эти годы они ждут, что им дадут возможность уехать в другую страну. 

– От нас требуют спонсоров, но у нас их нет. Мы уже 17 лет ждем. Прошу лично у вас принять какие-то меры для тех, у кого нет спонсоров. Понимаю, что всех вывезти невозможно, но, тем не менее, прошу вывезти какую-то часть людей, – говорит Латифа.

Филиппо Гранди: «Мы увеличим ресурсы, но не вывезем»

Верховный Комиссар ООН Филиппо Гранди сообщил, что их структура намерена увеличить объем помощи афганским беженцам в Таджикистане. По его словам, эта помощь будет направлена не только самим беженцам, но и общинам, которые их принимают.

По словам верховного комиссара, они также будут рассматривать вопросы улучшения помощи в сфере образования и здравоохранения.

Он пообещал рассмотреть вопрос о положении женщин и детей, которые не имеют опекуна и то, что структура УВКБ в Таджикистане обязательно примет беженцев и ответит на все их вопросы.  

Также он сообщил, что до приезда имел визит в Афганистан, где встречался с властями талибов. Они обещали, что обеспечат безопасность гражданам Афганистана, которые вернутся обратно.

«Я им сказал, что для того, чтобы люди поверили им, они должны сделать некоторые изменения, должны разрешить девочкам и женщинам учиться и работать, должны соблюдать права человека, тогда люди им поверят. Я понимаю, что на данном этапе нет гарантии безопасности для беженцев, но работа в этом направлении идет… Если же кому-то в Афганистане грозит реальная опасность, дайте их имена и контакты, наши сотрудники свяжутся с ними и примут меры», – отметил Гранди. 

Также он ответил на вопрос о вывозе беженцев в третьи страны. По его словам, этот вопрос будет поставлен на обсуждение развитых стран, в том числе он обсудит вопрос спонсоров с правительством Канады. Но при этом отметил, что они должны осознавать, что не смогут вывезти большие группы, скорее всего это будут малочисленные группы.

«Но мы будем увеличивать ресурсы в Таджикистане», – добавил он. 

…Несмотря на то, что другие афганские беженцы пытались задать свои вопросы, собрание было объявлено завершенным. 

В беседе с журналистами верховный комиссар также поглядывал на часы, давая понять, что его время очень ограничено. Ответы на вопросы сводились к тому, что афганских беженцев они вывезти не смогут, но увеличат ресурсы в Таджикистане, чтобы как-то облегчить им жизнь, так как осознают, что экономические условия Таджикистана очень ограничены.

Узнать мнение афганцев после собрания не удалось. Настолько быстро они покинули территорию. Но позже мы связались с другими беженцами, проживающими в Вахдате, чтобы узнать их мнение об этой встрече, насколько она оправдала их ожидания.

Как оказалось, прибывших на собрание людей попросили поскорее уйти, а до собрания от них требовали не жаловаться на условия в Таджикистане, говорили, что нужно хвалить.

«Эта встреча дала кому-то возможность задать вопрос, но люди ушли с тем же ощущением безнадежности, с которым живут уже долгое время. Нам обещали помочь, но гуманитарная помощь не решит наши проблемы. На этой встрече люди хотели знать, когда им помогут уехать в другие страны. Но, судя по всему, никто не собирается нам в этом помогать», – сказала одна из беженок.

Источник