Рассвет, застой и возрождение: вся история таджикско-иранских отношений

0
128

Возможен ли сегодня ренессанс торгово-экономического сотрудничества?

Власти Таджикистана и Ирана надеются в ближайшие семь лет на полное оздоровление и расширение многоплановой взаимовыгодной кооперации.   

Возможности большие, прогресса нет

Таджикистан и Иран, имеющие историческую, языковую, культурную и религиозную общность, намерены «расширить взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество».

Такое заявление озвучил президент Таджикистана Эмомали Рахмон на форуме деловых кругов двух стран, который прошел 8 ноября в рамках официального визита иранского президента Сайида Ибрахима Раиси в Душанбе.

Во время мероприятия, в котором приняли участие делегации правительств и широкий круг предпринимателей двух стран, таджикский лидер сказал, что вопросы укрепления и расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Ираном являются одним из важных направлений отношений между двумя странами.

Он отметил «важную роль Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, техническому и культурному сотрудничеству и в дальнейшем расширении отношений между двумя странами».

Глава Таджикистана выразил надежду, что очередное заседание Комиссии, которое, как ожидается, пройдет в Душанбе до конца этого года, «внесет значительный вклад в активное рассмотрение вопросов сотрудничества».

Президент Ирана, в свою очередь, подчеркнул, что не существует никаких препятствий для развития отношений между двумя странами, и что, несмотря на санкции против Ирана, «Исламская Республика обладает большими возможностями в различных областях».

«Между Ираном и Таджикистаном есть глубокая связь, но мы не видим большого прогресса в экономической сфере», – сказал он.

Раиси добавил, что у двух стран есть хорошие возможности в торгово-экономических сферах, и которых нужно использовать.


Рассвет, застой и возрождение: вся история таджикско-иранских отношений

фото: пресс-служба президента РТ

Рассвет   

Таджикско-иранские торгово-экономические связи после «горячей фазы» гражданской войны в Таджикистане в 1995-2013 годы динамично развивались на фоне наступивших теплых отношений между руководством двух стран. За эти 18 лет, по данным МИД РТ, президент Таджикистана совершил 15 визитов в Иран (!). Исключением стали только 1999, 2001, 2002, 2004, 2005 и 2012 годы.   

За этот период Исламская республика являлась одним из главных торговых партнеров Таджикистана, годовой товарооборот между двумя странами к 2013 году достиг $300 млн.

Также в сравнительно больших объемах наблюдался приток иранских инвестиций в различные сектора и отрасли экономики Таджикистана, в частности, прямого капиталовложения.

Так, Иран построил на реке Вахш ГЭС «Сангтуда-2», мощностью 220 МВт. На эти работы иранские инвесторы потратили $180 млн.


Рассвет, застой и возрождение: вся история таджикско-иранских отношений

В 2006 году в Душанбе заработал совместное таджикско-иранское предприятие «ТаджИрон», которое занималось сборкой тракторов иранского производства (Табрезского тракторного завода).    

В банковской системе Таджикистана заработал филиал иранского банка «Тиджорат», иранский «Кафолатбанк», а также инвестиционный банк «Конт».

Кроме того, ИРИ вложила различные инвестиции в промышленной отрасли, строительном, транспортном и торговом секторах экономики Таджикистана.

При финансовой поддержке Исламской республики на перевале Анзоб был построен первый автотранспортный тоннель Таджикистана, соединивший центральную часть республики с его севером. На прокладку этого объекта иранскими компаниями правительство ИРИ предоставило $31,2 млн ($21,2 млн кредита и $10 млн гранта).

По данным Госкомитета по инвестициям и управления госимуществом РТ, общий объем капитала ИРИ в экономику РТ в 2007-2021 годы составил $314,4 млн. 

Также Таджикистан осуществлял беспрепятственные транзитные грузоперевозки (временами на льготной основе) через территорию Ирана в/из Ближний Восток и Европы, а также в другие регионы мира (посредством иранского морского порта Бендер-Аббас).


Рассвет, застой и возрождение: вся история таджикско-иранских отношений

Фото: IRS

Застой

Охлаждение таджикско-иранских отношений наступило после избрания президентом Ирана в августе 2013 года Хасана Рухани. За восемь лет его пребывания на президентском кресле (2013-2021 годы) Эмомали Рахмон ни разу не бывал с визитом в Тегеране.

Сам Рухани за это время совершил два визита в Душанбе, правда, на полях саммита ШОС (в 2014 году) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (2019 году).


Рассвет, застой и возрождение: вся история таджикско-иранских отношений

Хасан Рухани. Архивное фотоФото с сайта islamidavet.com Товарооборот между двумя странами за этот период упал в 5,2 раза: с $300 млн в 2013 году до $58 млн в 2020 году. Снижению товарооборота спровоцировало, в том числе, введение ограничений на импорт продовольственной продукции из Ирана (сухого чая, мяса птицы, куриного фарша и другой продукции введены из-за их низкого качества).

Наблюдался за эти годы и отток иранских инвестиций из экономики Таджикистана. В частности, закрыла свою деятельность СП «ТаджИрон», в банковской системе РТ из трех иранских организаций остался только филиал банка «Тиджорат», покинули республику также некоторые иранские строительные компании.

Более того, возникли сложности с дополнительным финансированием достройки тоннеля «Истиклол» иранской стороной, возникали периодически сложности с транзитной перевозкой таджикских грузов через территории Исламской республики.

Возрождение     

Тенденция восстановления кооперации между двумя странами началась в 2021 году после прихода в августе к власти действующего президента Сайида Ибрахима Раиси.

В 2021 году Таджикистан и Иран наторговали между собой более чем на $120 млн, что в 2,1 раза больше по сравнению с 2020 годом. В прошлом году объем двустороннего товарооборота достиг почти $240 млн, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году.

Объем прямых иранских инвестиций в экономику Таджикистана в 2021 году составил около $33 млн, что составляло почти 10% в общем притоке такого иностранного капиталовложения (ПИИ). Эти средства направлялись, по данным Госкоминвеста, в сектор финансового посредничества,  наземного транспорта и прочее.

Между тем, по итогам визита Раиси, по данным пресс-служба президента Таджикистана, был подписан План реализации Программы долгосрочного экономического и торгового сотрудничества РТ и ИРИ на 2022-2030 годы.

Данная Программа, предполагающая многоплановую кооперацию между двумя странами в торгово-экономических отраслях, была принята в 2022 году.

Подводя итоги встреч таджикско-иранских переговоров на высшем уровне Эмомали Рахмон выразил уверенность, что практическая реализация этой Программы «принесет значительные результаты».

На форуме деловых кругов двух стран он особо обратил внимание иранских инвесторов на огромные гидроэнергетические ресурсы Таджикистана, а также освоение богатых природных ресурсов страны.

Президент Таджикистана отметил, что в законодательстве страны предусмотрены многочисленные льготы и широкие правовые гарантии для защиты предпринимательства и инвестиций.

«Также, согласно законодательству страны, инвесторам и предпринимателям предусмотрено более 240 наименований гарантий и льгот, в том числе более 110 льгот и послаблений по налоговым и таможенным направлениям», – сказал он.

Президент отметил возможности для «расширения предпринимательского сотрудничества двух стран в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, производства строительных материалов, лёгкой, пищевой, фармацевтической, сельскохозяйственной, транспортной и туристической промышленности».

Он надеется, что перечисленные отрасли могут стать соответствующей основой для расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Выгода будет?

Многие экономисты, с которыми довелось поговорить «Азия-Плюс», верят в будущее торгово-экономической кооперации между двумя родственными странами.

Они рекомендуют принимать действенные механизмы для реализации упомянутой выше Программы, создать всю необходимую для этого инфраструктуры, в том числе, создать регулярное железнодорожное сообщения для грузовых перевозок.

Такие специалисты делают особый акцент на сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, указывая на огромные углеводородные запасы Ирана и большие водно-энергетические ресурсы Таджикистана.

Другие экономисты уверены, что особой кооперации со страной, находящейся под всевозможными секциями, не сделаешь. Они советуют расширять и углублять торгово-экономические связи, в первую очередь, с соседями по региону, которые проживали в минувшем столетии с нами в одном государстве.

Этой осенью читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК 

Источник