Human Rights Watch призвала Евросоюз настаивать на соблюдении прав человека в Центральной Азии

0
172

"Реакция стран Центральной Азии на кризисы этого года была бы более эффективной, если бы они выполнили свои обещания уважать права"

Правозащитная организация Human Rights Watch порекомендовала Евросоюзу «сделать права человека приоритетом в повестке дня в Центральной Азии». Обращение опубликовано 16 ноября на сайте организации накануне онлайн-встречи Верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Жозепа Борреля с министрами иностранных дел стран Центральной Азии.

17 ноября  главный дипломат ЕС Хосеп Боррелл проведет дистанционную встречу с министрами иностранных дел каждой из пяти стран Центральной Азии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, на 16-й встрече министров иностранных дел ЕС и Центральной Азии.

Это первая такая встреча с момента вступления в должность Боррелла в декабре 2019 года. 

"Реакция стран Центральной Азии на кризисы этого года была бы более эффективной, если бы они выполнили свои обещания уважать права», — сказал Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии — ЕС должен четко понимать, что усиление поддержки региона связано с подлинными реформами в области прав человека". 

Пандемия Covid-19 оказывает серьезное влияние на страны Центральной Азии, несмотря на то, что некоторые правительства предприняли шаги, такие как ограничение передвижения.

В то же время, по мнению правозащитников, страны региона использовали введенные ограничения против журналистов, медицинских работников и активистов, а карантинные меры вводились способами, которые порой оказывались "произвольными и несоразмерными", пишет Радио "Озоди".

 

КЫРГЫЗСТАН

Продолжительные политические беспорядки в Кыргызстане после протестов, приведших к отмене парламентских выборов 4 октября и отставке президента Сооронбая Жээнбекова, также поставили под угрозу права человека в этой стране.

ЕС должен также заняться другими ключевыми проблемами прав человека в регионе, такими как смерть в заключении правозащитника Азимжона Аскарова в Кыргызстане в июле. Аскаров незаконно находился за решеткой с 2010 года, и его безвременная смерть серьезно повлияла на ситуацию с соблюдением прав человека в стране. ЕС должен оказать давление на власти Кыргызстана, чтобы они провели действительно независимое расследование его смерти, предоставили адекватные средства правовой защиты его семье и обеспечили юридическую и публичную реабилитацию Аскарова.

Гендерное насилие также остается повсеместной проблемой в Кыргызстане.
 

КАЗАХСТАН

В Казахстане обещания президента Касым-Жомарта Токаева относительно реформ не принесли значительных улучшений. Мирные протестующие продолжают подвергаться преследованиям и задержаниям, несмотря на новый закон о публичных собраниях. Поправки к Закону о профсоюзах сняли законодательные ограничения, но препятствия на пути к независимой организации труда сохраняются.

Правительство декриминализовало клевету, но многие журналисты по-прежнему подвергаются преследованиям или нападениям при выполнении своей работы. Активист Макс Бокаев по-прежнему незаконно находится в тюрьме. Законодательство Казахстана не криминализирует насилие в семье и не обеспечивает адекватной защиты пострадавшим.

УЗБЕКИСТАН

В Узбекистане за последний год не было достигнуто конкретного и системного прогресса, несмотря на такие обещания с тех пор, как президент Шавкат Мирзиёев пришел к власти в 2016 году.

Были предприняты некоторые конкретные шаги по улучшению ситуации с правами человека в стране, но люди, освобожденные из произвольного задержания, часто оказываются без в правовой реабилитации, в Уголовном кодексе сохраняются положения, вызывающие серьезные проблемы, а обязательства по приведению кодекса неправительственных организаций (НПО) в соответствие с международными стандартами остаются невыполненными.

ЕС должен убедиться, что Узбекистан устраняет серьезные недостатки, прежде чем предоставлять новые торговые стимулы, обусловленные законодательством ЕС о подлинном выполнении основных договоров по правам человека.

 

ТАДЖИКИСТАН

До конца апреля Таджикистан отрицал наличие Covid-19 в стране. Те, кто документировал распространение болезни, столкнулись с преследованием.

Более 150 политических оппонентов, критиков или их адвокатов остаются за решеткой на длительные сроки заключения по политическим мотивам. Условия содержания в тюрьмах остаются ужасными; активисты сообщают о широко распространенных пытках и жестоком обращении в местах содержания под стражей.

Критики в изгнании сталкиваются с нападениями и запросами об экстрадиции, а их семьи и родственники на родине подвергаются преследованиям и задержаниям.

Насилие в отношении женщин и девочек остается серьезной проблемой.
 

ТУРКМЕНИСТАН

В Туркменистане невозможно определить точное количество людей, лишенных свободы по политическим мотивам, и многие люди считаются пропавшими без вести. Правительство жестко контролирует информацию, а нехватка субсидируемых продуктов питания ставит под угрозу благополучие людей, отмечается в заявлении ороанизации.

 

"ЕС должен использовать свои рычаги воздействия, чтобы показать, что будут политические последствия, если правительства не смогут воплотить свои действия в пользу реформ в конкретные действия", — отмечают авторы.

HRW считает, что Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель в ходе 16-й министерской встречи ЕС-Центральная Азия должен обратить внимание своих собеседников на то, что если правительства стран Центральной Азии хотят хороших отношений с ЕС , то должны соблюдать права человека, покончить с пытками и произвольными задержаниям оппонентов.

Министерские встречи ЕС-Центральная Азия проводятся ежегодно для оценки реализации Стратегии ЕС в Центральной Азии.

Источник