Политический совет Демократической партии Таджикистана (ДПТ) отстранил Саидджафара Усмонзода, председателя партии и члена парламента от руководства партии и избрал 34-летнего Шахбоза Аброра, сотрудника мэрии Душанбе.
Сам Усмонзода считает этот съезд незаконным и просит Минюст дать правовую оценку решению.
Очередной кризис в рядах ДПТ возник на прошлой неделе. Некоторые члены партии, которых Саидджафар Усмонзода назвал «неизвестной группой», провели внеочередной съезд, на котором отстранили действущего председателя партии и избрали нового.
Усмонзода: «Я поддержу решение Министерства юстиции»
В беседе с «Азия-Плюс» Саидджафар Усмонзода проведение съезда назвал незаконным и заявил, что считает себя легитимным лидером партии, а также отметил, что теперь ждет юридической оценки Минюста.
«Я подготовил документы и официально обращусь в Минюст. Это ведомство должно дать свое юридическое заключение о возникшей проблеме. Я поддержу любое решение Минюста», – сказал Усмонзода.
По его словам, проведение съезда 11 мая противоречит ряду положений устава партии.
«Собрали студентов и как бы провели съезд. Политсовет созывается главой партии, подготавливается его руководство и документы, перед съездом в городах и районах проводятся конференции. Таких мероприятий не было. Пришла группа, села на ифтар и объявила день проведения съезда», – сказал Усмонзода.
По его словам, за организаторами этого мероприятия стоит неизвестная группа, а их действия «могут быть связаны с деньгами или направлены на дестабилизацию ситуации внутри Таджикистана и провокацию в стране».
Новоизбранный председатель ДПТ Шахбози Аброр опроверг эти обвинения и заявил, что члены политсовета партии собрались спонтанно и, учитывая бездействие партии, решили провести съезд и обсудить деятельность партии и вопрос отстранения ее председателя.
ДПТ была/не была активной
Инициаторы конференции 11 мая объяснили причину отстранения Усмонзода недостаточной активность его самого и партии.
Он не согласен с такой оценкой и говорит, что всегда был активен, как член парламента и председатель партии выражал свою позицию в политических и социальных дебатах и вопросах. Внутри партии также не было разногласий и никто не обращался к нему по поводу проблем в партии.
Причину не проведения партийных съездов и конференций в течение последних нескольких лет он связывает с финансовой ситуацией и безопасности людей во время пандемии «COVID-19».
Шахбози Аброр заявляет, что в период руководства Усмонзода партия состояла из одного человека – самого Саидджафара Усмонзода.
Теперь первым шагом Аброра будет активизация деятельности представительства партии в регионах и восстановлениех отношений с центральным аппаратом и политсоветом ДПТ.
«Цель – оживить (возродить) партию. Партия не состоит из одной личности, она состоит из членов политсовета, ветеранов и членов партии. Решения принимает политический совет партии», – говорит Шахбози Аброр.
Он добавил, что в ближайшие дни Политсовет обратится в Минюст за официальным признанием нового лидера партии.
Саидджафар Усмонзода больше не член парламента?
Кстати, Саидджафар Усмонзода является депутатом парламента от ДПТ. Согласно законодательству, в случае обращения Политсовета Демпартии, парламент может аннулировать его мандат и зарегистрировать в качестве депутата предложенного этим Советом представителя.
На что Саидджафар Усмонзода заявил «Азия-Плюс», что он стал депутатом парламента не как председатель партии, а как член партии, и в случае отзыва мандата, его должны для начала исключить из рядов партии.
Шахбози Аброр говорит, что бывший председатель не будет исключен из партии и вопрос выдвижения нового кандидата на пост депутата от ДПТ вместо Саидджафара Усмонзоды также не стоит на повестке дня.
«Мы заняты другими, более важными делами и не думаем о смене своего депутата в парламенте», – сказал он.
Ну а кем является новый председатель ДПТ?
Шахбози Аброру 34 года, он уроженец Леваканта, до сих пор возглавлял ДПТ в городе Душанбе. В 2019 году окончил факультет журналистики Таджикского национального университета и в настоящее время учится на факультете госуправления Академии управления при президенте Таджикистана.
Несколько лет работал редактором в библиотеке имени Лохути, до 2019 года был главным редактором газеты «Истиклол», заместителем главного редактора газеты «Муходжир» Миграционной службы Минтруда и миграции. В 2016-2018 годах работал корреспондентом газеты «Джумхурият».
Является депутатом ДПТ в Маджлисе народных депутатов города Душанбе, ранее, с 2021 по апрель 2024 года также был завотделом художественных и документальных фильмов «Таджикфильм».
С 15 апреля текущего года – директор ГУП «Маркази дӯстӣ» (Центр дружбы) мэрии Душанбе.
Аброр является учредителем неправительственного издания «Истиклол» и журнала «Набзи Душанбе». Его отец – Аброр Зохир, писатель и публицист.
Женат, имеет 3 детей.
Новая и старая история кризиса в руководстве ДПТ
Новость о съезде Политсовета ДПТ 11 мая, в которой анонсировались выборы нового председателя партии, первым (7 мая) сообщило Национальное информагентство «Ховар».
Днем позже, Саидджафар Усмонзода на своей странице в Facebook опубликовал заявление, в котором говорилось, что «неизвестная группа во главе с Шахбозом Аброром и Абдуджаббором Юлдошевым хочет провести 11 мая 2024 года внеочередной съезд ДПТ, что является незаконным и не связано с Политсоветом ДПТ».
В тот же день в другом заявлении Усмонзода сообщил, что 8 мая состоялось внеочередное заседание партии, на котором «обсуждалось неуставное поведение Шахбоза Аброра и Абдуджаббора Юлдошева и они были исключены из президиума политсовета партии».
Тогда Аброр в беседе с «Азия-Плюс» проведение внеочередного заседания ДПТ 8 мая назвал «незаконным и противоречащим уставу партии» и отметил, что 6 апреля члены Политсовета приняли решение «ввиду бездействия руководства партии и его неспособности функционировать должным образом, провести внеочередное собрание».
11 мая состоялся внеочередной съезд партии, на котором Усмонзода и был отстранен от должности. С 64 голосами «за» из 96 делегатов 34-летний Шахбози Аброр был избран новым председателем ДПТ.
На этом съезде Усмонзода не участвовал, хотя, по словам организаторов, ему было предложено выдвинуть свою кандидатуру на должность лидера партии.
Формирование крыла и борьба за лидерство
Демократическая партия Таджикистана действует с 1990 года и это не первый случай, когда в ее рядах возникают разногласия. Ее первым лидером был Шодмон Юсуф.
Тогда эта партия была первой легальной политической организацией, противостоящей коммунистической идеологии и, соответственно, имеющей множество сторонников среди молодежи и интеллигенции.
В 1993 году партия раскололась на Алматинское и Тегеранское крыло. Первое вступило в ряды Объединенной таджикской оппозиции и участвовало в мирных переговорах во время гражданской войны в Таджикистане.
После подписания соглашения о мире партию возглавил Махмадрузи Искандаров. В 2005 году он был осужден.
После него Министерство юстиции признало избранным председателем Масъуда Собирова. Тогда ДПТ вновь разделилась на два крыла, одну из которых возглавил Собиров, а другую – заместитель бывшего председателя партии – Рахматулло Валиев.
Саидджафар Усмонзода был избран председателем Демпартии в 2013 году.
На президентских выборах в ноябре 2013 года он вместе с четырьмя другими кандидатами был оппонентом Эмомали Рахмона. Через два года Усмонзода был избран депутатом парламента Таджикистана от Фархорского района, а на парламентских выборах 2020 года стал единственным представителем этой партии в парламенте.
В 2020 году он также был одним из оппонентов Эмомали Рахмона на выборах президента Таджикистана.