Или таджикские власти скрывают правдивую статистику по коронавирусу или заболевших никто не считает, а цифры ставят наугад.
Фото: Asia-Plus
Если сравнить официальную статистику по коронавирусу по стране с данными из регионов, выясняется, что 44% всех (!) заражённых приходится на город Худжанд и минимум 25% на Хатлонскую область. В других регионах, да и в столице зараженных, было или очень мало или нет вообще.
В статистике Минздрава нет разделения по регионам, что создает проблему для оценки ситуации. А также вызывает сомнение в достоверности официальной статистики.
20 октября власти Худжанда сообщили о количестве заболевших жителей коронавирусом в городе. Учитывая, что на тот момент в стране было 10 тыс. 574 зараженных, получается, что 44% больных коронавирусом по всей стране приходится только на один этот город. Об этом «Азия-Плюс» писала в материале «Коронавирус в Таджикистане: Специалисты говорят о росте больных, а у Минздрава все стабильно».
После мы решили собрать данные и по другим регионам, но нам это уже не удалось. Как сообщили «Азия-Плюс» в одном из областных управлений здравоохранения, после публикации вышеупомянутого материала, им звонили из Минздрава и предупредили не давать никаких цифр журналистам…
В итоге мы сравнили все доступные и известные данные с официальной статистикой по коронавирусу в стране. Но даже эти крупицы информации говорят о том, что официальная статистика Таджикистана по коронавирусу скорее всего не отражает реальную ситуацию.
А теперь подробно.
44% заражённых коронавирусом в Худжанде?
По данным властей Худжанда от 20 октября, как сообщает «Sputnik Таджикистан», с начала пандемии в городе зарегистрировано 4650 случаев заболевания коронавирусом. Из них — 3114 прошли лечение в больницах, на амбулаторном лечении было 1536 человек. А по данным Минздрава страны, по всей стране по состоянию на вечер 20 октября, число инфицированных составляло 10 тыс. 574 человека, выздоровели 9 тыс. 617 человек, скончался — 80.
Фото Asia-Plus
Получается, что 44% заражённых коронавирусом по всей стране, приходится на один город Худжанд.
К сожалению, нам не удалось получить новые данные в общем по Согдийской области.
В последний раз цифры оттуда озвучивались еще в июле. Начальник Управления здравоохранения Согда Фаррух Максудзода на пресс-конференции 21 июля сообщил, что до этого дня в области коронавирусом заболели 1938 человек, скончались — 16. Тогда по официальным данным в Таджикистане было зарегистрировано 6 тысяч 967 случаев заражения. То есть тогда на Согдийскую область приходилось 27,8% заражённых.
Еще половина в Хатлоне?
По данным Управления здравоохранения Хатлонской области с начала распространения коронавируса в Таджикистане (30 апреля официально подтвердили) до 26 октября в области COVID-19 и пневмонией заболели 5380 человек. Из них 5328 человек вылечились. До 19 октября в области от болезни скончались 23 человека. По официальным же данным на вечер 26 октября по все стране было зарегистрировано 10 тыс. 819 заражённых коронавирусом.
В управлении не дали отдельных цифр по коронавирусу и по пневмонии, однако, источник «Азия-Плюс» уточнил, что это всё это коронавирус, просто некоторые случаи регистрируют как пневмонию.
Но если даже предположить, что из всех указанных случаев только 50% (2690 случаев) имеет отношение к COVID-19, то получается, что 25% заболевших жителей коронавирусом по всей стране, приходится на Хатлонскую область.
44% (Худжанда) + 25% (Хатлона) = 69% больных живут в одном городе и в одной области. То есть, по логике Минздрава в Согде, в ГБАО, в РРП и, главное в миллионной столице болеют оставшийся 31% человек?
А какой % в ГБАО?
По ГБАО нам тоже не удалось получить последние данные, но вспомним, что еще в середине июня мы написали о том, что почти половина смертей от коронавируса по всей стране (по тогдашним, опять же официальным, данным) приходилось на Горно-Бадахшанскую автономную область. Мы считали по тому же принципу, что и сейчас.
Тогда, по заявлению председателя ГБАО Ёдгора Файзова (от 9 июня), за период пандемии в области от коронавируса скончались 22 человека. На момент заявления это была почти половина ото всех смертей (48). И эта статистика тогда нас тоже удивила. И тогда же мы обращались в Минздрав с вопросом – как так получилось? Нам не ответили.
А еще у нас очень много заражённых врачей
Ещё 9 июня страновая команда ООН в Таджикистане заявила о том, что более 1700 медицинских работников в республике заразились COVID-19 с начала вспышки эпидемии.
Фото: Российская газета
«Число инфицированных медицинских работников на 8 июня составляло 36% от общего количества заболевших в стране, в том числе, 619 врачей и 548 медсестер», — отмечалось в отчете.
На тот момент Таджикистан находился среди стран-лидеров по доле заразившихся медработников.
Возможно сегодня мы на первых местах, но точно об этом не узнать – такую статистику Минздрав тоже скрывает.
«Ни один врач не скончался в результате заражения в медучреждениях. То есть не было такого, чтобы врач заразился на рабочем месте, при лечении пациентов от коронавируса и скончался от этого. Врач как обычный гражданин Таджикистана из-за несоблюдения гигиены, санитарно-эпидемиологических норм мог заразиться на улице, дома, в местах массового скопления», — заявил министр здравоохранения 24 июля на пресс-конференции.
Кстати, еще на прошлой неделе мы просили Минздрав прокомментировать всю эту странную статистику и нам пообещали изучить вопрос и ответить. Но, видимо, передумали, а взамен вот запретили говорить специалистам и в регионах.
Между тем, в конце мая президент Эмомали Рахмон поручил премьеру – главе республиканского штаба «регулярно предоставлять правдивую информации о пандемии в Таджикистане». Но с тех пор ни сам Кохир Расулзода, ни кто-то бы то ни было из штаба, ни вот Минздрав, ни разу не собрал пресс-конференцию и не рассказал о ситуации с пандемией в стране.
А между тем есть уголовная ответственность
Сокрытие количества больных может повлечь вред здоровью, потому что люди не понимают всю опасность ситуации и продолжают, например, ходить без масок. А это, согласно статьи 208 Уголовного кодекса РТ наказуемо:
«Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
1) Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией,
— наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот показателей для расчетов либо ограничением свободы сроком до трех лет(ЗРТ от 6.10.2008г.№422).
2) Те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием служебного положения;
б) причинившие по неосторожности вред здоровью человека или наступление иных тяжких последствий,
— наказываются исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на три года либо без такового».
Статистики адекватной нет, потому что ее нет?
Ну и еще немного о статистике. По словам врачей, которые, конечно, общаются с журналистами анонимно, официальная статистика не соответствует действительности, в реальности все гораздо серьезнее. «Количество заболеваний коронавирусом увеличивается и с каждой неделей больных становится больше. Причиной этому является неустойчивый иммунитет и мутация штамма. Цифры официальной статистики занижены и в реальности все гораздо серьезнее. Больницы переполнены, ситуация в них очень плохая. Принимаются больные со средней тяжестью болезни и тяжелобольные», — сообщил врач из Худжанда.
По словам другого врача реальной статистики по коронавирусу в Таджикистане нет ни у кого.
«Во-первых, не все заболевшие проходят тестирование и, естественно, нигде не регистрируются. Во-вторых, начиная с больницы и до управления здравоохранения в регионах, не дают реальную статистику Минздраву, не хотят получить по голове за плохую статистику… Минздрав, в свою очередь, не обнародует все данные, как есть», — говорит источник.
Но на самом-то деле, в реальных цифрах больше нуждается сам Минздрав, нежели простые граждане или журналисты.
«Можно не обнародовать реальную цифру, чтобы жители не впадали в панику. Но это не болезнь сегодняшнего или завтрашнего дней, это всё надолго. А когда у самого Минздрава, у штаба, у правительства нет данных о реальной ситуации, как они могут предпринимать вообще какие-то меры?», — заключил источник.