Культурный символ Таджикистана. Театру оперы и балета им. Айни сегодня 80 лет!

0
326

Не верится – прошло 80 лет со дня открытия театра, но, как и прежде, его здание считается главной архитектурной достопримечательностью Душанбе.

Что вы знаете об этом театре, кроме того, что он подарил миру великую Малику Собирову? Вероятно мало. А уж кто создал его, придумал, построил и вовсе нет. Сегодня мы вам расскажем эту историю.

Автором здания театра стал ленинградский архитектор Дмитрий Иванович Билибин (1898-1963), он родился в городе Санкт-Петербург, в небогатой дворянской семье. Окончил гимназию и поступил в Петроградское гидротехническое училище.

В 1920 году работал в Главэлектро ВСНХ Советской России. В начале 1921 года председатель Государственной комиссии по электрификации России Глеб Кржижановский отправляет молодого специалиста Билибина на строительство Волховской ГЭС в качестве начальника изыскательской партии. Одновременно он совмещает учебу в Ленинградском институте гражданских инженеров.

Фото Гафура Шерматова.

Сразу после окончания института в 1928 году Билибина направляют в столицу Узбекской ССР г. Самарканд (с 1925 по 1930 год Самарканд являлся столицей Советского Узбекистана – прим. авт.), где он поступает на работу инженером-архитектором в «Узбекгоспроект».

Здесь в 1929 году проект молодого архитектора выигрывает конкурс на строительство в Самарканде Узбекского государственного театра. Начинается строительство. Но в том же году столица из Самарканда переезжает в Ташкент, и проект театра остается нереализованным.

1/3 Архитектор Дмитрий Иванович Билибин. Сталинабад, 1939 год.

Однако в 1931 году проектом театра заинтересовалось Таджикское правительство, и вся техническая документация после согласия правительства Узбекистана была им тут же приобретена.

Двадцать пятого июля 1931 года архитектор Билибин был назначен главным архитектором Народного комиссариата просвещения Таджикской ССР.

В это же время он становится руководителем архитектурно-планировочной мастерской в Ленинграде (Ленпроект) по разработке строительства в Сталинабаде театра оперы и балета, педагогического института и других архитектурных объектов.

В апреле 1935 года Дмитрий Билибин постановлением правительства стал главным архитектором Таджикской ССР и приступил к работе над главным замыслом всей своей творческой судьбы (совместно с архитекторами Александром Юнгером, Валентином Голли, художником Сергеем Захаровым и скульптором Еленой Татариновой) – зданием театра оперы и балета в Душанбе.

Место для театра нашли в центре проектируемого города, на месте старой городской свалки.

Мастерство Дмитрия Билибина как архитектора особенно проявилось в посадке здания на участке строительства. Будучи высоко приподнятым за счет вертикальной планировки, театр как бы парит и доминирует над всей площадью.

Дмитрий Иванович смело использовал в образе театра традиции греко-бактрийской архитектуры. Это подтверждают обмерные чертежи Д. И. Билибина колонн, их баз и капителей из археологических памятников Кобадиана, хранящихся в Центральном Государственном архиве РТ.

1/2 Елена Алексеевна Татаринова – скульптор-монументалист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР.

Особо хочется напомнить об архитекторе-художнике, профессоре архитектуры Александре Александровиче Юнгере, создателе первого эскиза нашего театра, уделившего большое внимание конструкции и деталям проектируемого здания.    

Лепка и декоративная роспись, настенная резьба, тончайшая работа высокого качества, была выполнена ленинградцами – художником Сергеем Ефимовичем Захаровым и скульптором Еленой Алексеевной Татариновой. Органически слившись с архитектурой, они определили впечатляющий фасад и запоминающийся интерьер театра.

Производителем работ на строительстве была одна из первых таджичек, получивших высшее инженерное образование, Хамро Заировна Таирова.

Строительство театра, ставшего одним из архитектурных символов Душанбе, началось весной 1938 года.

Особенностью здания является и то, что оно было построено из местных материалов. Конструктивно здание состоит из железобетонного каркаса с кирпичным наполнением. С учетом высокой степени сейсмической опасности здание разделено сейсмошвами на три отдельных павильона.

Уже тогда в здании было предусмотрено кондиционирование воздуха путем устройства рефрижераторных (холодильных) установок. Интересно и то, что подземные сооружения театра уходят на глубину 20 метров.

Все последующие 1939-1942 годы строительство шло опережающими темпами.

В суровые дни Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские войска блокировали Ленинград, рвались к Москве, вышли на стратегические просторы Северного Кавказа, в Сталинабаде не прекращались работы по завершению строительства и архитектурной отделке нового театра.

И вот работы по его полному техническому оснащению театральным оборудованием были доведены до конца.

Семнадцатого февраля 1942 года все республиканские газеты вышли с пафосными заголовками: «Дворец таджикского искусства – подарок великого Сталина таджикскому народу готов».

Театр оперы и балета, построенный в Сталинабаде, и вправду казался чудесным дворцом, монументальным и величественным исполином, ставший единственным театром, построенным в СССР в тяжелые годы войны. И это несмотря на то, что гражданское строительство по всей республике, кроме военного и промышленного, было остановлено.

Фото Гафура Шерматова 1/3 В зрительном зале театра оперы и балета им. С. Айни.

…Очень хочется верить, что на здании Государственного Театра оперы и балета им. Айни обязательно появится мемориальная доска в честь его архитекторов – Дмитрия Билибина, Александра Юнгера и Валентина Голли.

Источник