О состоянии искусства в Таджикистане. Чего нам не хватает и что делать?

0
81

Я вспоминаю высказывание одного русского режиссёра и общественного деятеля Сергея Кургиняна, который затрагивая состояние культуры и искусства на постсоветском пространстве как-то сказал, что пространство бывшего Советского Союза проходит процесс духовной архаизации и деградации.

Это очень явно проявляется в нашей стране. Искусство у нас деградирует и это видится практически везде.

Это видится в тех театральных постановках, которые ставятся в наших театрах, это видится в низкокачественных фильмах, это видится в состоянии современной таджикской литературы. Это также видится в «таланте» и образовании, воспитании и поведении наших молодых деятелей искусств, в игре молодых актеров, в стихах молодых поэтов.

Духовное состояние наших деятелей искусств (в основном тех, кто является продуктом современной «школы»), которые должны быть производителями духовных благ для общества, находится на низком уровне.

О состоянии искусства в Таджикистане. Чего нам не хватает и что делать?

Мухаммад Шамсуддинов

А когда мы говорим о деятеле искусства мы должны осознать, что это не только тот, кто поёт и играет роли, это также хорошо образованный человек с подобающим поведением и правильной речью, с широким кругозором и мировоззрением.

А этого у нас, к огромному сожалению, просто нет.

Когда я думаю о наших новых деятелях искусства, я вспоминаю одну историю.

Как-то я пошел с другом в театр и там столкнулся с одной особой (не могу подобрать другое слово), чье поведение тут же вызвало мое сильное раздражение. Ее внешний вид, слова которыми она бранилась, громкий, пронзительный смех настолько обескураживал, что можно было подумать, что ты находишься где-то на базаре.

Я спросил друга: «да кто это?!» И в ответ получил: «наша поэтесса!».

И она будет воспитывать своими произведениями детей…

Да это иронически звучит, но это без преувеличения катастрофа! Представитель интеллигенции без элементарных основ воспитания и поведения. Представитель искусства, а культуры нет.

Говоря о таком слое общества, как интеллигенция, выдающийся историк культуры Ю. М. Лотман подчёркивал, что интеллигентность – это не только хорошие знания и осведомленность (и этого у наших новых интеллигентов нет), но это также хорошие манеры и правильно выбранные слова, хорошо выбранный вид и поведение, ибо интеллигент является объектом подражания, человеком воспитывающим население не только своим творчеством, но и своими манерами.

А что касается образования наших молодых деятелей искусств (не могу не сказать об этом), оно, мягко говоря, низкое.

Я помню как-то в беседе один из наших лучших молодых актеров и режиссёров театра говорил о персонаже Шекспира – Гамлете. Он говорил, что играл его много раз, но он не может понять Гамлета. Сущность этого персонажа, его страдания и действия. Почему он ставит свой знаменитый вопрос «быть или не быть?».

Но, скажите, как может актёр играть персонажа, которого не понимает? Актёр должен осознавать все чувства персонажа, он должен не на словах, а реально быть на месте персонажа.

Ницше, описывая древнегреческий театр и трагедии, говорил, что актёр должен страдать также как и персонаж которого он играет, он должен страдать так, что, видя страдания актёра, и зритель бы страдал.

И чтобы понимать почему страдал Гамлет, надо понять почему он ставит свой вопрос «быть или не быть?». А ответ на этот вопрос требует широкого мировоззрения и кругозора, иными словами, хорошего образования. А хорошее образование – это не диплом консерватории или института искусств, это не умение играть на пианино и хороший вокал.

Человек искусства, независимо от сферы деятельности должен быть начитанным, хорошо знать мировую классику. Человек искусства – это человек мыслящий, это мыслитель. Это человек, у которого есть осознанная жизненная позиция. Который понимает самого себя.

А этого и не хватает нашим молодым актёрам, писателям, артистам, художникам, музыкантам, учёным и т.д. Этого всего не хватает нашему сегодняшнему искусству, если вообще можно сказать, что оно у нас есть сегодня.

Беда народу, у которого нет искусства!

Конечно, я уважаю наших великих деятелей искусств, которые были воспитаны великой советской школой, но увы от этой школы ничего не осталось. И сегодня у нас нет и не сформировалось новой школы искусства. А такая школа критически важна для развития общества и населения.

Мы критически нуждаемся в развитии искусства, как важного механизма развития общества. Развитие экономики и инноваций тесно связанны с духовным развитием общества.

Как можно развивать страну если мы не имеем хорошо образованных и духовно продвинутых граждан?

О состоянии искусства в Таджикистане. Чего нам не хватает и что делать?

Развитие искусства и духовное развитие общества – это также профилактика от распространения разных экстремистских и террористических идей. И во всём этом важную роль играет искусство, которое формирует мировоззрение. Беда народу, у которого нет искусства!

Конечно, я осознаю, что развитие искусства требует хорошего финансирования и материальной поддержки.

Как можно возродить искусство на сломанных скамейках кинотеатра «Ватан» или театра им. Лохути? На старой советской технике, декорациях и костюмах? Как можно развивать искусство, если у наших молодых творческих людей мало возможности посещать и иметь контакты с внешним миром?

Когда практически нет возможности обучаться за рубежом и научиться чему-то новому. Когда они не видят мир, не видят и не сталкиваются с другой культурой обогащаясь духовно.

О каком развитии мировоззрения и кругозора мы можем говорить?

Наше искусство требует возрождения с нуля! Возрождения театра и кино, литературы и музыки. Всесторонне. Обновление зданий и техники, отправку молодых кадров на обучение в передовые центры развития искусства, приглашение искусствоведов и педагогов и очень много другого.

И если сегодня мы этого не сделаем, то ни о каком завтрашнем развитии общества, населения и страны, я думаю, не может идти и речи.

И в конце отмечу, что всё сказанное мною не является попытками кого-то задеть. Просто я желаю процветания нашего общества. 

Источник