Дон Кихот таджикской экономики: Как Антимонопольная служба Таджикистана «борется» с капиталистами

0
111

Кто решил, что мы всем миром должны заниматься средним и малым бизнесом, а крупный бизнес должен остаться в тени?

Свободный рынок должен помогать государству, но не подменять его. Государство должно выступать регулятором рынка, чтобы обуздать амбиции капиталистов. В условиях Таджикистана государство, в лице Антимонопольной службы делает все, лишь бы на глаза крупному капиталу не попадаться. Об этом в мнении таджикского предпринимателя Аскара Хосиёна.

Главная проблема нашей экономики – наша технологическая отсталость, она определяется в периферийном положении нашей республики в международном разделении труда, где мы выступаем в качестве экспортёра товаров низкой степени передела и импортируем наукоемкие товары и товары с высоким стременем передела.

Так кто же нам насаждает отсталость?

Прежде чем познакомить вас с Дон Кихотом нашей родной экономики, хочу развенчать несколько мифов рыночной экономики, которые нам насадили как незыблемую истину.

Впрочем, это и не мифы в буквальном смысле, а архаичные законы рыночной экономики, которое в наше время, во времена пост капитализма, во времена передела мира империалистами представляются нам как мифы.

Миф №1

Он заключается в том, что есть невидимая рука рынка, которая всегда приводит спрос и предложение на рынке в состояние равновесия. Проще говоря, если есть спрос на какой-нибудь товар, тут же появится предложение.

Так и было во времена зарождения и отрочества нашего современного капитализма, когда в основном на рынке была мелкий семейный бизнес и мелкий по сравнению с сегодняшним днем капиталист. Но путём поглощения друг друга наш капиталист возмужал и из малька превратился в крупную хищную рыбу.

И рынок сегодня не система, которая ориентирована на ваши потребности, на спрос и предложение. Рынок сегодня это система, которая благодаря современным технологиям (рекламе и брендам) заставляет вас желать то, что нужно корпорациям.

За примером далеко ходить не надо, все мы знаем, что компания Huawei выпустила мощный смартфон, на порядок круче чем iPhone. Но выйдя на улицу, спросите любого прохожего, при данном ему выборе что он купит – Huawei или iPhone? Ответ вы знаете.

Миф №2

Нас убедили, что в мире капитализма есть демократия, есть свобода рынка, есть конкуренция, где у всех равные права. Что наш экономический мир многополярный, где хочешь там и продавай, где хочешь там и покупай, где хочешь и что хочешь, то и производи. 

К сожалению, в действительности всё наоборот, мир капитала не может быть многополярным, всегда есть центр мира, центр капитала. И самое главное, суть капитализма – это не конкуренция, это монополия.

Капитал стремится всегда к поглощению, уничтожению своих конкурентов. Становясь крупным, капитал всегда сращивается с государством и никогда не позволит чужому, извне капиталисту войти в свой рынок.

Для наглядности могу привести пример.

Почему Германия и Япония, столь высокоразвитые государства не имеют своего самолётостроения, судостроения, освоения космоса или микросхем и чипов? Разве немцы и японцы столь высокоразвитые народы, у которых лучшие технологии в мире, не могут производить всё это?

А если могут, то почему не производят? Почему зависят относительно себя от такого мелкой (по промышленности) страны, как Тайвань (если говорить про чипы)?

Ответ прост. Только Гегемон решает, кому, что и где производить и кому, что и где продавать. У всех на слуху санкции Венесуэле, Кубе, Северной Корее, Ирану, России, Китаю и т.д. 

Тогда в нашем современном мире, где же свободный рынок, конкуренция?

Миф 3

Заключается в том, что малый и средний бизнес двигатель нашей экономики, двигатель прогресса и основа поступления ВВП любой страны. 

Посмотрите данные, экономические показатели любой развитой или развивающейся страны, благо все в интернете есть. И вы удивитесь, оказывается ВВП любой из этих стран состоит 90% и более это крупный бизнес или крупный капитал, менее 10% это средний и малый бизнес.

Несомненно, нам надо развивать и поддерживать средний и малый бизнес в республике, потому что у них больше социальной направленности, этим мы можем решить вопрос занятости населения – мы этим и занимаемся.

Но что делать с крупным бизнесом, крупным капиталом, который и есть основообразующий ВВП республики и экономики в целом?

Кто ими будет заниматься и как?

Потому, что в основном именно от крупного капитала, бизнеса зависит судьба нашей экономики и республики в целом, останемся мы государством или превратимся в подсобное хозяйство мирового капитализма.

Кто это решил, что мы всем миром должны заниматься средним и малым бизнесом, а крупный бизнес должен остаться в тени?

С кем же сражается Антимонопольная служба?

Нам годами насаждали в умы, что эти мифы и есть истина, что есть свободная рыночная экономика, что есть конкуренция, что самое главное у каждого из нас есть равные возможности.

Вы до сих пор верите в это?

За 30 лет независимости всех нас убедили, что вмешательство государства токсично для нашей экономики, что только свободный рынок без государства даст нам развитие и процветание. Но, позвольте, господа! Кто сказал, что рыночная экономика – это панацея для нашей экономики?

Благодаря именно господствующей в мире рыночной экономике мы сегодня по факту имеем глобальный экономический кризис и это не первый раз и не случайность, это закономерность рыночной экономики. Конечно, рынок должен быть, свободный рынок должен помогать государству, но не подменять его.

Государство со своей стороны должно выступать регулятором рынка, чтобы обуздать амбиции капиталистов. 

Всё уже давно без нас придумано, регулятором государства, тем механизмом, который призван агрегировать рыночные процессы в нашей экономике, является антимонопольная служба РТ. 

Но сможет ли антимонопольная служба противостоять нашему крупному капиталу, основному игроку нашего рынка? Конечно, нет. Антимонопольная служба всё сделает, чтобы только в глаза крупному капиталу не попадаться, иначе этот капитал их попросту раздавит.

Тогда, быть может, антимонопольная служба сможет регулировать деятельность среднего бизнеса? Конечно, нет. Средний бизнес у нас давно уже сросся с чиновниками-пиявками и у каждого бизнесмена есть своя крыша, или как любим мы говорить: «свой административный ресурс».

Тогда, быть может, антимонопольная служба своей активной деятельностью через СМИ публично развенчает те мифы, которые насаждали в наши умы и расскажет о своей беспомощности? 

Конечно, нет. Тогда, с кем же сражается, кому противостоит, что регулирует наша доблестная антимонопольная служба?

Она напоминает мне сражение Дон Кихота с ветряными мельницами. Единственное, кому может показать свою «силёнку», свою мощь наша антимонопольная служба, так это малому бизнесу.

О какой эффективности работы нашего регулятора рынка антимонопольной службы можно говорить, когда он не может влиять, контролировать 98% рынка, это крупный со средним бизнесы.

Вот поэтому цены на нашем потребительском рынке скачут, лихорадочно растут особенно перед каждым праздником и всё зависит от хотелок продавца и поставщика на рынке, а не от антимонопольной службы.

«Как новобранцы должны противостоять акулам бизнесам?»

Когда я сам лично по роду своей деятельности столкнулся с антимонопольной службой, у меня появилось стойкое убеждение, что эта организация создавалась государством в спешке. Видимо, по требованию своих кураторов государство так торопилось при создании, что вопроса с подбором кадров особо и не стояло.

Просто собрали новобранцев, ребят «со своего двора» и организовали бизнес, антимонопольную службу.

И эти новобранцы должны противостоять акулам бизнесам… Вот в чём курьёз!

Ещё больше меня удивила эта организация, когда при беседе с областным директором и его командой я понял, что они даже представления не имеют, что такое управленческий учёт, зачем он нужен.

Все свои выкладки они делают только на основе бухгалтерского учёта. А ведь чтобы увидеть реальную себестоимость продукции в другом разрезе учёта, со стороны собственника продукции и сопоставить с ценами на рынке необходим при расчёте не только бухгалтерский, но и управленческий учёт.

Скажите, как они могут влиять на ценообразование на рынке, когда не знают, что в «теле продукта есть не только руки, но и ноги»?

К сожалению, после знакомства с этой организацией вопросов у меня стало больше и некому на них ответить. Единственное, что я могу с уверенностью сказать, что эта служба, этот регулятор, этот орган в теле нашего государства не работает, а если и работает, то не по назначению.

И каждому из нас известно, что будет с нашим организмом, когда один орган нашего тела не функционирует по назначению. Как минимум мы инвалиды, как максимум мы мертвы…

Источник