“Зачем нашим детям учиться в местных школах?”. Афганские беженцы в Таджикистане мечтают о Канаде

0
101

Около половины детей афганских беженцев в Таджикистане не посещают среднюю школу.

Обучение в единственной специальной школе для афганских беженцев «Сомониён» не всем по карману, а некоторые не считают нужным отдавать своих детей в таджикские школы. Неопределенное будущее афганских беженцев в Таджикистане негативно отражается на образовании их детей.

"Приняли без документов"

Сахар – 15 лет, три года назад она перебралась с родителями из Кабула в Таджикистан. Она проучилась в Афганистане до девятого класса, но после приезда в Таджикистан не училась первые два года, так как, по ее словам, у нее не было никаких документов, подтверждающих, что она действительно училась до девятого класса. По этой причине ее не приняли в «Сомониён» — специальную школу для детей афганских беженцев. Ей пришлось обратиться для продолжения учебы в государственные школы Таджикистана.

«Родственники говорили, что у тебя нет документов, тебя не примут в школу. Когда я пришла в отдел образования города Вахдат и сказала, что у меня нет документов, меня без всяких разговоров приняли в школу. Сначала я в течение 2,5 месяцев изучала кириллицу», — рассказала собеседница.

В настоящее время Сахар учится в школе № 5 города Вахдат. Вместе с ней в эту же школу ходят еще двое афганцев.

“Вместо уроков изучаем английский

Однако не все афганские дети смогли продолжить учебу после прибытия в Таджикистан. Мизбо вместе с родителями перебрался в Таджикистан из Афганистана в прошлом году. На родине он проучился до 5 класса, но в Таджикистане родители ребенка даже не думали устраивать его в школу. Дело в том, что они хотят скорее привести документы в порядок и переехать в Канаду.

13-летний Сухайл, еще один афганский подросток, также не учится. Вместо этого он изучает английский язык в языковом центре в Вахдате, который был создан афганскими беженцами. Там обучаются свыше 1000 человек.

«Многие дети беженцев изучают в этом центре английский язык. Когда родственники пришлют нам приглашение из Канады, мы уедем», — сказал Сухайл.

Дети афганских беженцев, обучающиеся в обычных школах, сталкиваются с трудностями при письме, потому что в Афганистане широко используется вязь, а в Таджикистане — кириллица. Но подросткам выучить кириллицу не составляет особого труда.

Из 3 тыс учится только треть

По данным ООН, в Таджикистане находится около 14 тыс афганских беженцев. По неофициальной статистике, более 3 тыс из них — дети и подростки школьного возраста, из которых только около тысячи ходят в школу. В школе «Сомониён» учатся более 300 человек, в таджикских школах – 610 человек.

До 2000 года в Таджикистане действовало три спецшколы для детей афганских беженцев: «Истиклол», «Ориено» и «Сомониён». Из-за экономических проблем в 2000 году все три школы объединились под крылом «Сомониён». Единственная в Таджикистане афганская спецшкола арендует здание в Душанбе. Обучение здесь ведется по афганской программе до 12-го класса.

В эту школу ходят дети афганских беженцев из Вахдатского, Гиссарского и Рудаки районов. Обучение в этой школе платное – до падения предыдущего афганского правительства каждый ученик платил 100 сомони в месяц. После прихода к власти талибов помощь из Афганистана была прекращена, и руководство школы было вынуждено поднять плату за обучение со 100 до 150 сомони на человека. Помимо 150 сомони каждому ученику приходится тратить на дорогу до Вахдата и обратно 400 сомони в месяц.

В этом году благотворительная организация "Spirit of America" поддержала деятельность школы «Сомониён». В частности, с помощью этой американской организации были покрыты расходы 90 школьников из малоимущих семей. Большинству родителей учеников приходится платить не менее 450 сомони в месяц для того, чтобы их ребенок обучался в школе «Сомониён». Именно по этой причине не все могут себе позволить учиться в этой школе.

У афганского беженца Джунайда трое детей и для их обучения в школе «Сомониён» ему нужно не менее 1800 сомони в месяц. Сумма, которую Джунайд и многие беженцы не в состоянии заплатить. «Работы в Таджикистане у нас нет, и мы живем на переводы наших родственников в Канаде. Я не могу позволить себе платить 1800 сомони в месяц за обучение своих троих детей», – сказал он.

Руководство школы «Сомониён» говорит, что у них тоже много расходов и не могут себе позволить сделать обучение бесплатным. Ноджия Захир, директор школы «Сомониён», сказала Радио Озоди, что она платит 2500 долларов в месяц только за аренду здания.

«Кроме того, мы платим зарплату 35 учителям, платим за электричество и воду, покупаем парты и стулья. У нас нет книг, мы делаем копии учебников, которые ранее привозили из Афганистана, и сами готовим учебники для наших учащихся. Деньги уходят также на покупку чернил для принтера и бумаги», – говорит собеседница.

Некоторые афганские беженцы предлагают перевести школу «Сомониён» из Душанбе в Вахдат. По их словам, это избавит их от расходов на проезд. Школа «Сомониён» была создана в 2000 году, когда афганские беженцы проживали в столице.

“Зачем нашим детям учиться в таджикских школах?

Мы спросили афганских беженцев, если обучение в школе «Сомониён» для них не по карману, почему бы не отправить детей в государственные школы Таджикистана, чтобы продолжить обучение бесплатно? В министерстве образования и науки Таджикистана сообщили Радио Озоди, что дети афганских беженцев имеют право на образование, наравне с гражданами Таджикистана.

Должностные лица отдела образования Вахдата говорят, что стараются удовлетворить просьбу каждого афганского беженца о приеме их детей в школу. Сотрудник отдела образования в Вахдате рассказал, что в некоторых случаях детей афганских беженцев зачисляли в школу без каких-либо документов об образовании, с согласия министерства образования, но не все продолжили образование.

«Афганцы не планируют навсегда остаться в Таджикистане. Если получится, то уедут в третью страну, нет – то вернутся обратно в Афганистан. Мои дети учат здесь русский язык и кириллицу, что не пригодится ни в Канаде, ни в Афганистане. Если мы поедем в Канаду, там не поймут ни таджикский, ни русский языки. Вместо того, чтобы учиться в таджикских школах, лучше где-нибудь изучать английский язык», — считает собеседник.

Источник