Связанные одной цепью

0
194

Центральную Азию последний год трясет сильно. Самым главным событием стал, конечно, захват всей территории Афганистана «Талибаном» и установление его власти в этой стране. Через некоторое время залихорадило постсоветские страны Центральной Азии. Считаю все это звеньями одной цепи, новой «Большой игры», которую разыгрывает в регионе Запад. Давайте анализировать вместе…

Горный Бадахшан: кипящий котел на крыше мира

Горный Бадахшан сам по себе очень интересный регион. Он находится высоко в Памирских горах на стыке Кыргызстана, Таджикистана, Китая, Афганистана и Пакистана. Ещё в 19 веке он был разделен между Российской империей и Великобританией. В результате после создания Советского Союза его одна часть оказалась в составе СССР, а другая – на территории Афганистана. Советская власть была установлена здесь в 1920 году. А в 1924-м Горно-Бадахшанская автономная область была включена в состав новообразованной Таджикской ССР. Именно как автономия, так как жители Бадахшана являются  субэтнической группой — памирцами.

Кроме того, в самой области есть разделение даже по языку – памирцы говорят на шести разных диалектах восточноиранской группы языков. В отличие от остального Таджикистана, жители которого исповедуют ислам суннитского толка, памирцы являются исмаилитами шиитской ветви ислама. Они считают себя потомками Александра Македонского, когда-то завоевавшего эти земли.

Горный Бадахшан всегда считался стратегической территорией, так как через него проходили многие торговые пути с востока на запад и с севера на юг. Точнее, этот регион был перекрестком на пути из Китая в Ближнюю Азию и далее в Европу, а также из Средней Азии в Индию. После установления границ Бадахшан превратился в основной путь контрабанды. Великобритания всегда пыталась строить в Центральной Азии свою игру именно через эту территорию, используя народ, оказавшийся разделенным между Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. Начиная с 1990 годов в Бадахшане усилилось влияние исмаилитов во главе с Ага-ханом IV.  А за исмаилитами, как известно, всегда стояла Великобритания.

Во время гражданской войны в Таджикистане в 1993-1997 годах ГБАО выдвинула самую ярую вооруженную оппозицию. При СССР эта высокогорная область субсидировалась из Центра. А после развала Союза независимый Таджикистан уже не мог выделять такие средства на поддержку ГБАО. Социальное положение местного населения стало резко ухудшаться. Это привело к постоянным конфликтам с центральной властью.

Очередные массовые беспорядки вспыхнули в ноябре 2021 года и продолжились в мае 2022-го. Основное требование – более широкая автономия. Заметьте, памирцы требуют не независимости, а именно широкой автономии. Душанбе все протесты подавляет силовым методом, ни разу за многие годы не пойдя навстречу памирцам, даже не назначая на руководящие посты в ГБАО местных чиновников. Основная причина такой кадровой политики – Душанбе не дает разрастись контрабанде товаров из Китая и наркотиков из Афганистана (об этом чуть ниже).

Если раньше массовые волнения вспыхивали в ГБАО раз в несколько лет, то теперь они участились. И поводы становились все менее глобальными. Например, в ноябре прошлого года  протестующие требовали наказать виновных в гибели 29-летнего Гулбиддина Зиебекова. Он был убит в ходе силовой операции при его задержании по подозрению в совершении нескольких преступлений. В мае этого года причиной волнений стало применение милицией спецсредств, в результате чего погиб один житель Хорога (столица ГБАО) и несколько человек получили ранения.

Официальный Душанбе заявляет, что массовые беспорядки организовывают местные криминальные группировки, живущие за счет контрабанды. Что, надо признать, имеет под собой реальную почву. Любой из борцов с наркобизнесом в Кыргызстане подтвердит, что основными наркодельцами являются именно выходцы из Горного Бадахшана.

Но надо заметить, в последнее время активизировались представители этого региона, проживающие за рубежом. Используя соцсети, они будоражат жителей ГБАО. Митинги в поддержку автономной области очень оперативно организовываются во многих европейских столицах и в США. И это яркий показатель того, что Запад активно играет на этом поле.

С уверенностью можно сказать, что при попытках вторжения в Среднюю Азию каких-либо вооруженных группировок со стороны Афганистана  Запад будет задействовать в первую очередь Горно-Бадахшанскую область. Сразу же начнутся массовые волнения и вооруженное противостояние с центральной властью Таджикистана. К ним примкнут, а, возможно, и возглавят сепаратистское движение религиозные радикалы. Ведь, как всем известно, в Таджикистане они находятся под жестким давлением властей. Народ, помня о бесчисленных жертвах гражданской войны, постарается особо их не поддерживать. Но бывают моменты, когда люди превращаются в «стадо, решившее снести забор». И за кем идти – им уже бывает все равно.

Каракалпакстан: провокационный проект Конституции

Каракалпаки по своему происхождению являются кипчаками –  основным коренным населением Средней Азии. Каракалпаки – степной кочевой народ, сформировавшийся как этнос после распада Ногайской Орды в 16 веке. Ближайшими родственниками каракалпаков являются больше казахи, чем узбеки. Язык тоже очень близок к казахскому. Каракалпакский и казахский языки входят в одну языковую кипчакско-ногайскую подгруппу тюркских языков.

При формировании союзных республик Каракалпакстан вначале логично был включен в состав Киргизской АССР, основу которой составляли казахи. Позже Каракалпакстан был включен в состав РСФСР. И только после создания союзных республик вошел в состав Узбекской ССР. Видимо, такое решение было принято, чтобы увеличить территорию Узбекистана – ведь ныне Каракалпакстан занимает 40% территории всей Республики Узбекистан. Или чтобы обеспечить выход Узбекистана к Аральскому морю.

О своем суверенитете Каракалпакия объявила еще в декабре 1990 года,  даже раньше, чем, например, Кыргызстан. После распада СССР автономия пыталась стать независимым государством. Но, вероятно, взвесив все за и против, каракалпаки решили остаться в составе Республики Узбекистан. И в 1993 году между двумя этими республиками был подписан договор «О вхождении Республики Каракалпакстан в состав Республики Узбекистан» – сроком на 20 лет.  17-я глава Конституции Республики Узбекистан полностью посвящена Республике Каракалпакстан.

Согласно 70-й статье, «суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан и суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан». 74-й статья гласит: «Республика Каракалпакстан обладает полным правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана».  А согласно 75-й статье, «взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан, и споры между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан решаются путем согласительных процедур».
После этого на протяжении двух десятков лет вопрос о референдуме о выходе из состава Узбекистана  в Каракалпакстане не поднимался.

Недавно был опубликован проект новой Конституции Узбекистана, который в скором времени вынесут на всеобщий референдум. В этом проекте статьи о праве выхода Каракалпакстана из состава Республики Узбекистан уже не оказалось. Что и породило многотысячные митинги в Нукусе. Власти Узбекистана попытались подавить народные волнения силой. Сообщалось о восемнадцати погибших. Президент Мирзиёев отреагировал оперативно и во избежание эскалации волнений и дальнейших жертв объявил, что упомянутая статья в проекте  новой Конституции будет восстановлена.

Зачем надо было убирать из проекта ключевую статью, гарантировавшую суверенитет Каракалпакстана, до сих пор не известно. Ташкент ясность по этому вопросу так и не внес.

Митинги в Нукусе поддержали оппозиционные силы Каракалпакстана, находящиеся за рубежом. Звучали заявления о выходе Республики Каракалпакстан из состава РУз. И – обратите внимание! – громче всех об этом кричали представители НПО в Казахстане и Кыргызстане, поддержавшие массовые волнения. Эскалации не случилось – руководству Узбекистана удалось договориться с каракалпакским населением. Да и сами каракалпаки поступили разумно, прекратив дальнейшее противостояние с властью. Уже через несколько дней президент Мирзиёев уже прогуливался по Нукусу, лично общаясь с жителями города.

А вот крики извне в поддержку неповиновения властям мы уже где-то в этом году уже слышали. Ну да – во время январских событий в Казахстане.

Казахстан: атака западников на… прозападников

Сразу после новогодних праздников по всему Казахстану прокатились народные волнения. Люди вышли на митинги одновременно во всех крупных городах. По требованиям протестующих, которые в разных городах были разными, было понятно, что у этого протеста нет единого центра управления. В то же время было ясно, что митинги в разных частях огромной страны не могут возникнуть спонтанно.

Готовятся такие «мероприятия» по нескольку лет. И для их активизации требуется любая искра – желательно, что-то социальное, касающееся всех граждан. На сей раз такой искрой послужило повышение цен на газ (которые, надо заметить, даже после повышения не дотягивали до кыргызстанских цен). И народ, не дожидаясь ответа от властей, пошел громить отделы полиции и захватывать местные администрации. Не правда ли, знакомый почерк?

Все стало более-менее понятно, когда митингующих поддержали кыргызские «прозападники». Которые не только призывали к смещению власти в соседней стране, но и открыто распространяли в соцсетях инструкции по противодействию полиции и изготовлению «коктейлей Молотова». Такие же инструкции распространялись в «Твиттере» во время «Арабской весны». Обратите внимание: либералы из соседних стран призывали к перевороту в Казахстане – в стране, где и без того самая либеральная (точнее, западоориентированная власть) и самая либеральная экономика. Но до этого либералам дела не было – значит, они просто «за любой кипиш» в Центральноазиатском регионе.

Еще очень интересный факт – во время январского конфликта властям Казахстана пришлось заблокировать интернет и сотовую связь. Так как «Фейсбук», «Твиттер», «Ютуб» (которые якобы бдительно следят за контентом и блокируют при малейшем намеке на сцены насилия) на сей раз на эти сцены никак не реагировали. Во всех соцсетях свободно гуляли видеоролики о бойне в Казахстане, об избиении полицейских и чиновников. Это, на мой взгляд,  говорит только об одном – была команда от властей США пропускать, а возможно даже продвигать статьи (посты) такого рода. 

Загадка пограничных конфликтов

Последние два года на границе Кыргызстана и Таджикистана периодически вспыхивают конфликты, которые переходят в боестолкновения между пограничными войсками двух стран. С жертвами мирных граждан с обеих сторон. Можно выдвинуть множество версий. Начиная от той, что это – попытка отвлечь народ от внутренних политических, экономических и социальных проблем; до той, что это – дело рук международных преступных синдикатов, которые под шумок пытаются перетащить крупные партии наркотиков.

Власти обеих стран утверждают, что причина конфликтов – только неуточненность границ между Кыргызстаном и Таджикистаном. Тогда возникает вопрос: почему таких столкновений было гораздо меньше в прошлые годы? Ведь с проблемой неуточненности границ мы живём уже 30 лет. Неужели Таджикистану именно сейчас понадобились эти несколько гектаров земли, что его солдаты начали использовать в приграничном конфликте даже артиллерию? Или кыргызстанская власть сегодня настолько слаба, что не может контролировать контрабандистские группировки?

Почему Таджикистан подтянул к границе с Кыргызстаном тяжелую военную технику и начал ее использовать? Ведь все прекрасно понимают, что полномасштабной войны между двумя республиками не будет. Тем более в период, когда у Таджикистана – опасная ситуация на южных рубежах, на границе с Афганистаном.

Что не дает руководителям двух стран договориться? Значит, у этого затянувшегося конфликта есть другая причина. Есть внешний фактор.

Почему-то многие выдвигают теорию, что это дело рук Кремля – чтобы, сталкивая две соседние республики, держать их под своим контролем. Эта теория алогична, так как России никак не выгоден конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном – ведь ей придется выступать миротворцем и тратить немалые средства. Причем именно в период, когда РФ проводит спецоперацию на Украине и для этого ей тоже требуются огромные деньги. Есть еще много других причин, по которым России не выгодна напряженность на кыргызско-таджикской границе.

Центральноазиатская цепь

Если все вышеуказанные события оценить в комплексе, то становится ясно, что они взаимосвязаны. Не тем даже, что произошли в одном регионе, а тем, что явно  имели какое-то внешнее управление.

Все эти волнения явно имели внешнюю поддержку – если даже не материальную, то хотя бы политическую. Ни от одной западной страны мы не услышали осуждения беспорядков и насилия со стороны протестующих.  Только – указания властям стран региона идти на поводу у протестующих, «не применять силу против народа, так как он выражает свое мнение». Хотя в самих ЕС и США протесты граждан в подобной форме подавляют очень жестко – с применением спецсредств, собак и даже военной техники. Участники антиправительственных выступлений получают огромные тюремные сроки как в США, так и в Западной Европе.

Почему-то все народные волнения в нашем регионе проходят по обкатанному арабскому сценарию. При этом самыми активными подстрекателями выступают именно местные «прозападники», а также выходцы из стран региона, проживающие в западных странах.

В Средней Азии западные «ястребы» используют тактику сталкивания лбами на этнической почве – памирцев с таджиками, каракалпаков с узбеками, кыргызов с таджиками… События в Оше в июне 2010 года – явно из этой же серии.

Опасная ситуация сложилась в этом плане в Казахстане. Здесь на волне искусственно взращиваемого национализма нагнетается негативное отношение не только к русским, но и ко многим национальностям, проживающим общинами. Были случаи стычек казахов с дунганами, уйгурами, чеченцами. Пока только на элементарном бытовом уровне, но мы-то видели, что раздуть из этого большой пожар можно очень быстро. Так в свое время случилось и в Кыргызстане (с узбеками), и в Казахстане (дунгане), и в Узбекистане (турки-месхетинцы).

Западные спецслужбы, конечно же, все эти разломы досконально изучают. И используют при малейшей надобности. Свою подрывную деятельность в Средней Азии они даже не пытаются скрывать. Открыто финансируя различные НПО, которые фактически являются «раздувателями углей» – как меха в кузнице; присылая правительственные делегации для встреч на различных уровнях. Эти делегации формируются как из сенаторов и чиновников, так и представителей военного ведомства и спецслужб – опытных организаторов цветных революций. Деятельность их настолько откровенна, что президент Беларуси Лукашенко еще полгода назад предупреждал, что Запад готовит провокацию именно в Узбекистане.

Если с внутренними конфликтами все более-менее ясно, то как может Запад спровоцировать столкновения между силовиками на границе двух стран? Тоже очень просто. «Обрабатывая» руководство соседних стран. Настраивая лидеров друг против  друга. Делясь «достоверной оперативной информацией» об агрессивных планах соседей. Накачивая оружием одних и указывая на это другим. Заостряя внимание на национальном вопросе. Предоставляя возможность свободно размещать в соцсетях информацию и ролики провокационного характера.

Таким образом, все события, происходящие в Центральной Азии, взаимосвязаны. И являются региональным эпизодом одной большой геополитической игры Запада.

Зачем это нужно Западу и почему выбрана именно Центральная Азия? Об этом мы поговорим в следующих публикациях.

Источник