Кабинет министров Киргизстана утвердил Программу развития пастбищ. Правительство бьет тревогу: в настоящее время в стране около трети площади пастбищ покрыто ядовитыми, вредными и несъедобными растениями, в том числе кустарником алтыгана-карагана (желтая акация). Под угрозой находится стратегическая отрасль сельского хозяйства, определяющая экономическую стабильность страны и всецело зависящая от состояния пастбищ – животноводство. Деградация пастбищ и непринятие мер по ее предупреждению для горной страны в какой-то момент может превратиться в катастрофу.
Рубить под корень
Несколько дней назад глава Жогорку Кенеша Киргизстана Нурланбек Шакиев погрузился в проблему пастбищ. Как сообщила пресс-служба парламента, спикера интересовал вопрос разрастания кустарников караганы в Суусамырской долине. В последние годы это колючее растение, занимая здесь пастбища и пахотные земли, захватило площадь в 800 гектаров.
Н. Шакиев заявил, что вопрос уничтожения этого дикорастущего кустарника не раз обсуждался на различных уровнях, но принимаемые меры до сей поры остаются неэффективными. «Пастбища Суусамырской долины используются для выпаса скота не только местными жителями, но и животноводами из ряда районов Чуйской и Таласской областей, – отметил руководитель парламента. – Это делает долину важным местом в сельскохозяйственном секторе нашей страны. Однако в последние годы мы сталкиваемся с проблемой разрастания караганы, что приводит к сокращению земель, пригодных для пастбищ и вспашки… Если такая ситуация будет продолжаться, пастбища Суусамыра станут непригодными для своих целей».
Несколькими месяцами ранее Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР заявило, что Национальная академия наук препятствует реализации мер по борьбе с караганой в Суусамырской долине. Препятствие заключается в том, что академия все никак не закончит исследования пастбищных угодий, заросших кустарником, и выработку мер по комплексной борьбе с ним.
В министерстве считают, что ничего не мешает активизировать борьбу с кустарником, и межведомственная комиссия предложила использовать механический метод, то есть рубить карагану под корень. «Это связано с тем, – сообщили в Минводсельпроме, – что механические методы не представляют опасности для окружающей среды. Можно сеять семена на пастбищах, обработанных техническим мульчированием».
В Национальной академии наук в свою очередь подчеркнули: «Экспертное заключение будет представлено после ноября 2024 года в связи с исследованием кустарника и его влиянием на окружающую среду долины Суусамыр».
По этому поводу интересна точка зрения исполнительного директора Тянь-Шаньского аналитического центра Американского университета Центральной Азии Каната Султаналиева. В деле караганы он предлагает не рубить с плеча: «Нужно различать хозяйственную и экологическую плоскости. Нельзя говорить, что алтыгана бесполезна. Местные жители ее использовали для отопления жилья и приготовления пищи. Это растение играет склоноукрепляющую роль, представляет собой убежище для различных животных, насекомых и птиц. В Суусамыре практически нет деревьев, поэтому в зарослях караганы и других кустарников селится много птиц. Она – очень хороший медонос».
На самом деле, проблема пастбищ Киргизстана и их деградация выходит за рамки судьбы одной караганы. «Карагана была всегда на пастбищах, – раскрыла позицию ученых заведующая отделом пастбищ и кормов Киргизского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ Наталья Килязова. – Но так как нагрузка на пастбища была равномерной, не допускали перевыпаса или недовыпаса, такого масштаба проблемы не возникало. Карагана размножается не только семенами, но и корнями. С ней не один год нужно бороться. Необходимо более эффективно управлять пастбищами. Главное – соблюдать срок выпаса, график выпаса и нагрузку на пастбища».
История с караганой показывает, что в деле деградации пастбищ без науки, без исследований и глубокого анализа ситуации не обойтись. Мнение специалистов следует учитывать, чтобы в будущем не получить экологических ударов и финансовых потерь.
Пастбища требуют системности в управлении
Животноводство и содержание пастбищ являются важными подсекторами сельского хозяйства Киргизстана. Зависимость фермерских хозяйств республики от естественных пастбищ огромная. В 2023 году в республике выпасали 5,5 млн голов крупного и малого рогатого скота. Площадь пастбищ сегодня составляет более 9 млн гектаров. На них произрастает 3,5 тыс. видов растений – кормовых, лекарственных, ядовитых. Из них только 200-300 видов обладают питательной ценностью для скота.
От продуктивности пастбищ зависит продуктивность животных, а от нее – продовольственная безопасность страны и благосостояние граждан. На долю домохозяйств и мелких фермеров приходится почти 90% всей продукции животноводства Киргизстана. Таким образом, социальное и экономическое благополучие населения и страны в целом во многом зависит от экологического здоровья пастбищ.
Справедливости ради следует отметить: пастбища республики к полной деградации еще не пришли, но их состояние «ежегодно ухудшается». Так считают в Киргизском научно-исследовательском институте животноводства и пастбищ. Обозначились настораживающие тенденции. В проекте Концепции аграрного развития Киргизской Республики до 2025 года конкретно указано: средняя продуктивность летних пастбищ с 1960 по 1990 год снизилась с 640 кг/га до 410 кг/га (на 36%); средняя урожайность весенних и осенних пастбищ снизилась с 470 кг/га до 270 кг/га (на 43%); продуктивность зимних пастбищ снизилась в среднем с 300 кг/га до менее 100 кг/га (на 67%), в результате чего «50 000 км² пострадали от распространения древесных и непригодных для употребления видов растений, что сделало более 5400 км² пастбищ не подходящими для выпаса скота». Приведенные цифры – сигнал госорганам к скоординированным действиям!
Ученые предлагают пастбищную проблему решать комплексно. Учитывать в первую очередь то обстоятельство, что спасение пастбищ находится в зависимости от эффективности их использования. Для этого целесообразно сосредоточить внимание на оценке предвестников деградации: истощении состава и структуры растительного покрова; уменьшении разнообразия растительного сообщества; усилении эрозии, снижении качества и глубины почвы; изменении климата. Эти показатели связаны со снижением роста растений и доступности кормов, что в свою очередь определяет способность экосистем эффективно функционировать, ведет к ограничению возможности естественной растительности адаптироваться к изменению климата.
Специалисты утверждают, что риски для целостности окружающей среды и экономической жизнеспособности фермерских хозяйств в Киргизстане день ото дня растут. Беда в том, что почву для деградации, помимо климатических изменений, создает человек. «Сегодня во многих местах проводится бессистемный выпас скота: пасу, когда хочу и где хочу», – рассказывает сотрудник Киргизского научно-исследовательского института животноводства и пастбищ Наталья Килязова.
Восстановить традиции скотоводства
ООН провозгласил 2026 год Международным годом пастбищных земель и пастбищных животноводов. В Киргизстане в связи с этим началась подготовка, и есть надежда, что для спасения пастбищ будут приняты адекватные угрозе меры.
9 августа Кабинет министров КР утвердил Программу развития пастбищ на 2024-2029 годы. Она направлена на улучшение деградировавших пастбищ и повышение уровня жизни сельского населения. Поставлена задача сохранить и улучшить пастбища в условиях изменения климата, обеспечив эффективное управление пастбищными процессами.
Документ не без оснований назван стратегическим. Он предусматривает целый комплекс мероприятий, решающих накопившиеся проблемы: совершенствование управления пастбищами; восстановление пастбищной инфраструктуры; ротационное использование пастбищ (отдых пастбищ); посев семян пастбищных трав, развитие пастбищного семеноводства; повышение устойчивости пастбищ к изменению климата; подготовку специалистов в сфере управления и использования пастбищ, повышение их квалификации; совершенствование нормативных правовых актов, направленных на улучшение управления и использования пастбищ; уменьшение нагрузки на пастбища путем повышения продуктивности и племенных качеств скота.
Правда, в Киргизстане уже принимались государственная Программа развития пастбищного хозяйства на 2012-2015 годы и соответствующий план действий. Это было в феврале 2012 года. Заявленные цели программы заключались в улучшении благосостояния людей, достижении продовольственной безопасности и сохранении экологической целостности пастбищных экосистем. Однако в той программе, по оценке экспертов, отсутствовали логически последовательное видение проблемы и дорожная карта с описанием способов достижения этих целей. Нужно полагать, что результаты выполнения программы оказались соответствующие. То есть неудовлетворительные.
В тематическом отчете Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием «Земельные ресурсы: всемирный обзор» по пастбищным угодьям и скотоводам Центральной Азии одной из важных причин деградации пастбищ названо то, что скотоводам приходится в одиночку решать возникающие проблемы. В документе сказано: «Замена государственного управления и надзора на приватизацию и индустриализацию сельского хозяйства привела к тому, что пастухи оказались незащищенными и зависимыми от скудных природных ресурсов, что вызвало повсеместную деградацию. Постепенное восстановление традиционного и общинного скотоводства приводит к важнейшим достижениям в области устойчивого управления пастбищами». То есть предлагается восстановить испытанные временем традиции скотоводства.
Исполнителям Программы развития пастбищ на 2024-2029 годы нелишне обратить внимание как на мнение авторов ооновской конвенции, так и всех сторон, имеющих представление о путях достижения заявленных целей в деле пастбищ. Это нужно сделать, чтобы не нарубить дров и достичь поставленных целей в обеспечении продовольственной безопасности страны.