Площадка проекта “С5+1” используется США для продвижения своих интересов в Центральной Азии

0
4640

В мире известно множество форматов дипломатического и политического диалога между различными странами мира. Служат они не только для выработки совместных позиций по тем или иным вопросам, но и в ряде случаев для того, чтобы глобальный или региональный гегемон мог без посредников и свидетелей довести свою позицию по значимым аспектам внутренней и внешней политики… Например, созданный США формат общения с постсоветскими республиками Центральной Азии под незамысловатым названием “С5+1”.

Повышенное внимание к Центральной Азии со стороны США наблюдается в течение последних десятилетий. Прощупывать возможность для интеграции американцы решили через своеобразный формат «С5+1», в котором участвуют Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

Начало своего существования проект ведет еще со времен президентства Барака Обамы, и с тех пор США вложили в среднеазиатские страны более $9 млрд прямой помощи. Ещё более $50 млрд предоставлено Всемирным банком, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития и Азиатским банком развития в виде кредитов, займов и технической помощи. Помимо этого, частный сектор США инвестировал более $31 млрд в коммерческие предприятия в регионе. То ли еще будет!

Цель данного объединения проста и очевидна – формат «С5+1» направлен на то, чтобы ослабить отношения стран ЦА с Российской Федерацией и Китаем, мимоходом усилив свои позиции на Ближнем Востоке. К тому же внедрение через подобные союзы позволяет осуществление прямого и косвенного контроля над энергетическими и другими природными ресурсами в регионах мира, а также активизацию контроля над рынками сбыта.

Желая всех обдурить, США обещают вывод своих войск из Афганистана, при этом активно пытаются «воткнуть» военную базу в одну из стран союза. Характерен тот факт, что геополитическое расположение центральноазиатских стран очень удобно для создания военного плацдарма США у непосредственной границы с РФ и КНР, а также в относительной близости к ближневосточным государствам. Пока что все государства дают отпор и не соглашаются на расположение у себя подобного объекта. Однако, Кыргызстан, ослабленный от революций и «напичканный» НПО, является для американцев наиболее достижимым планом.

Не дает покоя Западу нарастание сотрудничества ЦА с Китаем в торгово-экономической и топливно-энергетической сферах. Смущает их и то, что с Россией все пять государств, несмотря на распад СССР, остаются политическими союзниками. Казахстан и Кыргызстан и вовсе состоят в ЕВРАЗЭС и ОДКБ.

Встречи дипломатических представителей среднеазиатских стран СНГ и США в формате «С5+1» с 2019 года приняли формат закрытых мероприятий. В публикациях официальных релизов, говорится лишь про обсуждение членами союза последствий коронавируса. Иная информация засекречена, а официальный сайт Госдепартамента отмахивается малозначительными сообщениями.

Создатели смело осыпают проект дифирамбами, когда как он все чаще вызывает вопросы и сомнения у республик Центральной Азии. Практически весь финансируемый бюджет присваивается местными чиновниками, и народы пяти государств ЦА не наблюдают помощи от союза в экономическом процветании регионов. Зато страны региона хорошо видят развитие проектов с участием России: ЕАЭС и ОДКБ, которые на фоне непродуктивного «C5+1» выигрывают автоматически. Запад действует лишь в угоду собственным желаниям, и поэтому формат логичнее назвать «1+C5».

Источник