ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В КИРГИЗИИ

0
52

Повышение уровня социальной защиты — это одно из ключевых направлений деятельности правительств стран ЦА. В этом им также помогают международные организации, в том числе различные структуры ООН. Но как выявлять проблемы в сфере социальной защиты и как оценивать результаты деятельности правительства и международных организаций в этом направлении? В июле были опубликованы результаты очередного кластерного исследования (опроса) в рамках программы ЮНИСЕФ по итогам 2023 года. Подробнее — в материале ia-centr.ru. 

Методология исследования

Оценивание реальной ситуации в сфере социальной защиты является непростой задачей. С этой целью в 1990-х гг. ЮНИСЕФ разработал программу опроса домохозяйств с целью оценки ситуации в сферах образования, здравоохранения и защиты прав детей и женщин. Программа получила название Multiple Indicator Cluster Survey (официальный перевод — Кластерное обследование по многим показателям (КООМП)).

Непосредственно в Киргизии КООМП проводится в пятый раз. В исследовании 2023 года участвовали 7200 домохозяйств. Исследователи измеряли 185 показателей, связанных с такими сферами, как здравоохранение, образование и социальная защита детей и женщин. Опрос проводил Национальный статистический комитет Киргизии при технической поддержке ЮНИСЕФ.

Демография и социальная защита детей и женщин

Коэффициент рождаемости в Киргизии на данный момент равен 3,7. То есть на одну женщину приходится 3,7 ребенка. При этом коэффициент рождаемости среди девушек в возрасте 15–19 лет составляет 32 на 1000 женщин данного возраста.

В Киргизии с каждым годом снижаются показатели младенческой и детской смертности. Коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет составляет 16,5 на 1000 родившихся живыми. Например, в 2017 году данный показатель был на уровне 20,1.

При этом коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет выше у матерей с низким уровнем образования — 20 детей на 1000 родившихся живыми. У матерей с высшим образованием данный показатель значительно ниже — 11.
Относительно сложной остается ситуация с питанием детей, что в первую очередь отражается в антропометрических показателях. 14 % детей в возрасте до пяти лет отстают в росте. Менее 3 % детей в возрасте до пяти лет страдают от истощения и недостаточного веса. При этом каждый 11-й ребенок (9 %) имеет избыточный вес.

Высоким остается уровень детского труда, он составляет 20 %. Ожидаемо, в сельской местности дети в два раза чаще привлекаются к работе, чем в городах. Так, самый высокий показатель уровня детского труда наблюдается в Нарынской области — 31 %, а самый низкий в Бишкеке — 5 %.

В последние годы страны ЦА придают особое значение борьбе с домашним насилием, и Киргизия в этом плане не является исключением. КООМП хоть и не выдает данные по статистике домашнего насилия в целом, но позволяет оценить степень проблемы по другим индикаторам. Так, 19 % женщин в возрасте 15–49 лет считают, что муж имеет право применять физическое насилие в отношении жены.

Образование, здравоохранение и санитарные условия

Решение вопросов раннего развития ребенка имеет фундаментальное значение для всей сферы образования. 84 % детей в возрасте посещения второго или третьего класса умеют прочитать более 90 % слов в тексте. Однако только 59 % из них полноценно понимают прочитанное. Наиболее высокие показатели навыков чтения наблюдаются среди детей, проживающих в столице, — 86 %, наименьшие показатели в городе Ош — 57 %.

Только 32 % детей в возрасте три-четыре года посещают дошкольные образовательные учреждения. При этом наблюдается высокий показатель участия детей в программах организованного обучения за год до приема в начальную школу — 92 %. С первого по девятый классы 98–99 % детей в Киргизии ходят в школу. Относительно низким данный показатель остается в Джалал-Абадской области (96–97 %). Уже в старших классах (после получения аттестата) показатель падает до 87 %.

В сфере здравоохранения исследование затрагивает различные темы от ранней вакцинации до проблемы ВИЧ/СПИДа. Около 75 % детей были вакцинированы от болезней согласно календарю профилактических прививок Киргизии. Наименьший показатель ранней вакцинации наблюдается в Нарынской области — всего 32 %. Ранняя вакцинация — это один из ключевых факторов в борьбе с младенческой и детской смертностью.

Среди населения Киргизии наблюдается крайне низкая информированность о ВИЧ/СПИДе. Только 15 % женщин в возрасте 15–49 лет имеют достаточные знания о ВИЧ/СПИДе. Только 14 % опрошенных женщин проходили тестирование на ВИЧ/СПИД. Однако интерес к этой теме возрастает, когда речь идет о рождении ребенка. 47 % женщин во время дородового наблюдения прошли тестирование на ВИЧ/СПИД.

Немного лучше обстоят дела с информированностью женщин о другой смертельно опасной болезни — туберкулезе. 79 % опрошенных женщин знают о способах передачи туберкулеза.

Другим важным аспектом социального обеспечения выступает доступ к питьевой воде и санитарные условия. Показатели доступа населения республики к питьевой воде (96 %) и базовым условиям санитарии (98 %) и гигиены (96 %) в целом остаются высокими. Наибольший разрыв между городской и сельской местностью наблюдается в доступе к централизованной канализации — 51 % против 6 %. В Бишкеке 81 % населения имеет доступ к централизованной канализации.

Успехи Киргизии в сфере социальной защиты за всё время наблюдения в рамках КООМП заметны. Наиболее ярким примером является устойчивое снижение уровня младенческой и детской смертности. В то же время индикаторы КООМП демонстрируют наличие множества социальных проблем, решение которых потребует не только крупных финансовых вложений, но и большого объёма работы в деле просвещения граждан.

Источник