Сухроб Усмонов: «Профессия «оперный режиссер» не актуальна в Таджикистане»

0
196

В Москве в театре «Геликон» с 23 по 27 мая прошел пятый Международный конкурс молодых оперных режиссёров «Нано-Опера». В нем участвовал и дошел до финала наш соотечественник Сухроб Усмонов. Мы поговорили с ним о том, как это было, и в чем особенности профессии «оперный режиссер».

«Для меня участие в конкурсе было большим счастьем, потому что мне удалось поработать с ведущими солистами театра «Геликон», которые умеют абсолютно всё! Они не только певцы, но и блистательные актёры, выполняющие любые задачи. Однако эксперименты и решения для сцен, которые мы делали для конкурса (применяемые во всех западных оперных театрах), у нас в Таджикистане не приветствуются, и наверное, их даже не допустят до показа публике», – рассказал нам Сухроб Усмонов.


Сухроб Усмонов: «Профессия «оперный режиссер» не актуальна в Таджикистане»

По его словам, в Таджикистане даже такая профессия, как «оперный режиссер» не актуальна.

«Во-первых, ни в Таджикистане, ни в Центральной Азии, в целом, не готовят специалистов такого профиля. Во-вторых, никто не стремится учиться именно на оперного режиссёра», – сказал он.

Оперный режиссер – постановщик оперного спектакля, фигура, которая в современном оперном театре часто воспринимается как приоритетная: люди нередко приходят в оперу не «на композитора», не «на певца» и не «на дирижера», а «на режиссера».

За 30 лет независимости Таджикистана, Сухроб Усмонов пока единственный выпускник ГИТИСа с дипломом режиссёра оперного театра.

«Определение профессии было долгим, но простым»

Сухроб Усмонов родился в Душанбе и в данный момент проживает в Таджикистане. Как и любого подростка, в процессе поиска профессии его «штормило» в разные стороны, но все углы заканчивались режиссурой: то это был режиссёр кино, то режиссёр драмы, то оперный режиссёр. По совету отца он поступил в Московский ГИТИС на факультет музыкального театра и успешно окончил его.

 «Определение было довольно долгим, но простым. Мой папа, Заслуженный артист Республики Таджикистан Султон Усмонов, перед поступлением в ГИТИС говорил мне: «оперный режиссёр уникален тем, что может работать и в драме и в кино, а другие режиссеры только по своим направлениям». Я согласился с папой, собственно он сам пример того, что мне советовал», – поделился Сухроб.


Сухроб Усмонов: «Профессия «оперный режиссер» не актуальна в Таджикистане»

В свое время, окончив ГИТИС, Усмонов старший также работал в таджикском театре оперы и балета главным режиссером, а затем успел побывать режиссером во всех драматических театрах столицы и по сей день является главным режиссером театра Лохути.

Сам Сухроб в театре оперы и балета имени Садриддина Айни работает уже 7 лет, и за эти годы успел поставить 10 спектаклей: "Пиковую даму", "Иоланту", "Евгения Онегина" П. И. Чайковского; "Травиату" Джузеппе Верди; оперетту "Летучая мышь" И. Штрауса и несколько детских музыкальных сказок.

Нежданная поддержка

Про конкурс «Нано-Опера» Сухроб Усмонов знал давно, со времён студенчества в ГИТИСе. Однако для участия требовалось наличие высшего образования, поэтому тогда он участвовать не мог.

«В этом году я думал, что тоже не смогу принять участие в конкурсе, так как находился в Душанбе. Ведь в случае прохождения отборочного этапа нужно покупать авиабилеты за свой счёт. А наши зарплаты, увы, не позволяют такой роскоши, – рассказал Сухроб Усмонов – Однако, случился удивительный момент: директор театра Камоллидин Шарофиддинович вызвал меня к себе и предложил подать заявку на участие. В случае прохождения отборочного тура он пообещал решить вопрос с авиабилетами, за что я ему очень благодарен».

По его словам, для участия в конкурсе нужно было написать режиссерскую экспликацию (разработка замысла будущего произведения, – ред.) любой оперы из мировой классики.

Это был отборочный тур. В этом году на конкурс было заявлено более 200 экспликаций, но отборочный тур на участие прошли всего 10 участников. Сухроб Усмонов стал единственным участником конкурса «Нано-Опера» из Таджикистана, так как в стране просто нет других специалистов такого профиля. Более того, Сухроб вошёл в шестерку лучших участников.


Сухроб Усмонов: «Профессия «оперный режиссер» не актуальна в Таджикистане»

Главное не победа…

В первый день конкурса была жеребьевка между 10 участниками, и Сухробу попался номер 8. Такая нумерация определяла последовательность выступлений конкурсантов на турах. 24 мая состоялся первый тур, где все участники за 10 минут при зрителях и членах жюри в окружении телекамер ставили оперные арии из мирового репертуара.

По результатам первого тура двое конкурсантов покинули соревнование. На следующий день состоялся второй тур, где уже 8 конкурсантов за 10 минут ставили дуэты.

«Считаю, что наиболее удачный отрывок у меня был как раз в этом туре. Мне попался дуэт Онегина и Ленского из оперы "Евгений Онегин" и решением этого отрывка я остался очень доволен. Впоследствии мой отрывок попал на заключительный гала-концерт 27 мая, где наиболее удачные отрывки режиссёров были показаны на главной сцене театра «Геликон» в сопровождение оркестра», – сказал Сухроб.


Сухроб Усмонов: «Профессия «оперный режиссер» не актуальна в Таджикистане»

В финальный этап конкурса прошли 6 конкурсантов, в том числе и Сухроб Усмонов. Он прошел 26 мая, где надо было ставить массовую сцену с участием 24 артистов хора и солистов за 15 минут. Усмонову достался отрывок из оперы «Паяцы».

По итогам финального тура жюри выбрало тройку победителей, в которую наш соотечественник, к сожалению, не попал. Лауреатом 1 премии стала Мария Фомичева, на втором месте Еренбак Тойкенов и на третьем – Ирина Гаудасинская. 

Источник