Таджикский эксперт назвал доклад Комиссии США по религиозной свободе в Таджикистане провокационным умозаключением

0
101

Он считает, что доклад составлен "кабинетными исследователями, которые имеют дилетантское представление о религии в Таджикистане".

«Доводы наших американских партнеров  вынуждают нас делать вывод о том, что доклад подготовлен ангажированными кабинетными исследователями, которые имеют дилетантское представление о религиозной жизни в Таджикистане», – заявил замдиректора Института философии, политологии и права им. А. Баховадинова Национальной академии наук Таджикистана, доктор философских наук Рустам Хайдаров, комментируя НИАТ «Ховар» доклад Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF), опубликованном в апреле 2022 года.

Авторы доклада рекомендуют Белому дому присвоить Индии, России, Китаю, КНДР, Пакистану, Афганистану, Таджикистану, Туркменистану, Сирии, Вьетнаму, Мьянме, Эритрее, Ирану, Нигерии и Саудовской Аравии  статус страны, «вызывающей особую озабоченность».

Что касается Таджикистана в докладе отмечено, что «государственные репрессии против мусульманского большинства Таджикистана усилились на фоне опасений правительства по поводу угроз, исходящих из соседнего Афганистана, особенно после августовского захвата власти талибами». 

«Мусульманами считают себя в Таджикистане почти 99% населения.  Поэтому специалистам из USCIRF хочется задать следующий вопрос: как  и по каким методикам вы определили, что таджикское государство проводило  репрессии в отношении мусульманского большинства, к которому относиться 99% населения Таджикистана? Каким  образом эти репрессии осуществлялись, когда по данным организации WIN/Gallup International Таджикистан среди стран ЦА оказался самым религиозным государством, 85% населения которого являются верующими? Неужели все  государственные чиновники в США сегодня страдают от «Синдрома Псаки», когда с полной уверенностью о своей абсолютной правоте и  исключительности  озвучиваются абсурдные, нелогические и лишенные здравого смысла умозаключения», – отмечает эксперт.

По его словам, Таджикистан сегодня не случайно считается самой религиозной страной, где религия считается сугубо личным делом и не вмешивается в государственные дела.

«Благодаря успешной религиозной политике государства в Таджикистане функционируют несколько тысяч мечетей, таджикские верующие совершают хадж, в стране ежегодно отмечают «Ид аль-Фитр» и праздник Курбан, публикуется наследие таджикских  исламских богословов. Функционирует Совет улемов, а также успешно осуществляет свою деятельность Центр исламоведения при президенте Республики Таджикистан и Исламский институт имени великого имама Абуханифа», – приводит примеры Рустам Хайдаров.

Поэтому, по его мнению, вывод Комиссии США по международной религиозной свободе о ситуации в Таджикистане является, провокационным и предвзятым умозаключением, которое  не будет способствовать   развитию таджикско-американских отношений.

«Таджикистан на протяжении 30 лет всегда стоял рядом с США и поддерживал все инициативы этой страны, которые были направлены на борьбу с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и на обеспечение безопасности в  нашем регионе», – говорит эксперт.

В докладе американской организации также приводится, что «мусульманки сообщили об усилении правительственной кампании против ношения хиджаба, мужчины-полицейские публично притесняли женщин в хиджабах и в некоторых случаях задерживали их».

«В  контексте этого утверждения наших американских партнеров, хотелось обратить внимание на тот факт, что определенными религиозно-экстремистскими организациями, которые имеют щедрое финансирование из ближневосточных мусульманских стран, активно ведется кампания по синхронизации  единой  модели поведения и стилей одежды  последователей ислама по всему миру, и в том числе в Таджикистане. Дело даже доходить до того, что исконно таджикские мужские и женские имена обозначаются религиозными экстремистами как имена времен язычества, то есть являются «куфром».

Поэтому, по мнению религиозных фанатиков, истинные мусульмане должны избавляться от своих, например, традиционно таджикских имен и взять  так называемые исламские имена. Такую практику мы видели во время бесчинств ИГИЛ в Сирии, в котором участвовали также некоторые граждане нашей страны. Все они отказывались от своих таджикских имен и начинали носить бороду», – говорит Хайдаров.

Таким образом, по его словам, создавалась и создаётся армия унифицированных религиозных фанатиков и религиозно мотивированных террористов, которые похожи друг на друга не только внешним видом, именами, но и моделями поведения.

«Именно таким образом синхронизуются мысли, ценности, модели поведения, модели одежды, внешний вид потенциальных жертв идеологии религиозного экстремизма по всему миру. Вспомним,  например жесть игиловцев, показывающих указательный палец, который направлен вверх. Этот жест указывал на принадлежность религиозного фанатика к большой армии религиозно мотивированных террористов и, в частности, к ИГИЛ, – говорит эксперт. – Попытка изменить национальный стиль  женской одежды, которая  в Таджикистане не противоречит ханафитскому мазхабу, и ее замена на  национальную одежду мусульманок из арабских стран, также является целенаправленной кампанией зарубежных религиозно-экстремистских групп. Религиозные экстремисты посредством такой стратегии пытаются  уничтожить элементы таджикской культуры, такие как, например, традиционная одежда, традиционные ценности, традиционную модель поведения и т.д.».

Сегодня, по его словам, "религиозно – экстремистские организации пытаются посредством пропаганды якобы истинного ислама уничтожить национальную идентичность таджиков, создавать из них духовных- нравственных «манкуртов», которые не хотят иметь таджикские имена и для которых бородачи из террористических ИГИЛ, «Талибан» являются эталоном подражания".

«Синхронизируя стили одежды и модели поведения, образ жизни и далее модели мышления так называемых истинных мусульман на постсоветском пространстве, религиозно-экстремистские группы и их хозяева из стран Ближнего Востока хотят установить контроль над  общественным сознанием жителей стран Центральной Азии, где проповедуется  ханафитский мазхаб. Но где гарантия того, что сегодня наши граждане, отказывающие от своей таджикской идентичности, от своей истории, от своих таджикских имен и образа жизни, завтра не станут игрушками религиозно мотивированных международных террористов, которые мечтают создать Ферганский Халифат в нашем регионе? Где гарантия того, что они не предадут свою Родину?», – говорит Хайдаров.

Поэтому, по его словам, Таджикистан в целях защиты своего религиозного пространства будет вести разъяснительную работу среди той части населения, которая стала жертвой пропаганды религиозно-экстремистских групп.

«И утверждение американской организации о том, что мусульманкам в Таджикистане не дают носить «хиджаб», является  вымыслом и не соответствует действительности. Наши предки всегда отличались  целомудрием и стремление к чистоте в помыслах и в поведении. Поэтому они всегда носили традиционную одежду, удобную для наших климатических условий, которая полностью покрывала их тело и которую сейчас принято называть арабским словом «хиджаб», – говорит Рустам Хайдаров.

Сегодня в Таджикистане  женщины носят ту одежду, которая удобна им. При этом им  не запрещено носить традиционную одежду таджичек, которая полностью отвечает канонам ислама».

По его словам, к сожалению, «на протяжении последних лет американские партнеры пытаются создать из государственных органов Таджикистана образ исламофобов».

«Однако нашим американским коллегам нужно заняться религиозными свободами и соблюдением прав мусульман в самих США, которые являются мировым лидером исламофобии. Согласно отчету Совета по американо–исламским отношениям (CAIR – крупнейшая мусульманская правозащитная организация в США),в период с 2017 по 2019 год действующим в США исламофобским группам было предоставлено около $106 млн.», – заключил эксперт.

Источник