Цифры с пресс-конференций в Таджикистане, которые удивили

0
1006

На прошлой неделе завершились пресс-конференции руководителей республиканских министерств и ведомств, на которых приводились цифры развития Таджикистана в 2022 году и планы на 2023 год. 

Журналист Андрей Захватов поделился своим мнением о них. 

Особое внимание журналистским сообществом было приковано к цифрам, с которыми выступил глава внешнеполитического ведомства Мухриддин Сироджиддин и министр промышленности и новых технологий Шерали Кабир. 

По словам последнего, Таджикистан вновь занял первое место в СНГ по росту промышленности. Главное, что привлекло внимание в его докладе, были цифры объема промышленной продукции в Таджикистане, который достиг роста в 2022 году 15,4%, – больше всех в СНГ. 

Рост существенный, и я полагаю, что высокий результат достигнут не за счет искажения цифр, – этим цифрам можно верить.

Дело в том, что падение ВВП в России в 2022 году на 2,1% повлекло торможение развития всех стран СНГ, и это сказалось на министерстве промышленности и новых технологий. 

Скорее всего, дело в том, что падение производства в Таджикистане в годы гражданской войны и приватизации было настолько значительным, что рост на 15,4% в сравнении с предыдущим годом объясняется только такими темпами восстановления экономики. 

Вместе с тем, министр рассказал, что в 2022 году в Таджикистане создано 505 новых предприятий и цехов на  5 475 рабочих мест.

На первый взгляд, цифры заслуживают внимания. Но если разделить число новых рабочих мест на число новых предприятий, то в среднем получится, что на одном предприятии создано в среднем 11 рабочих мест. 


Цифры с пресс-конференций в Таджикистане, которые удивили

Фото из личного архива Андрея Захватова

Для республики, где ежегодный прирост населения составляет порядка 2% или 200 тысяч человек в год, цифры не сопоставимые. 

Названные цифры не идут ни в какое сравнение с вводом в строй промпредприятий в 60 – 80е годы, когда в Таджикистане были построены Регарский алюминиевый завод, Яванский электрохимкомбинат, Вахшский азотнотуковый завод, текстилькомбинат в Душанбе с персоналом 10 тысяч человек. 

Стоит вспомнить душанбинский завод холодильников «Памир», на котором 23 февраля 1964 года, менее чем через 19 лет после Великой Отечественной Войны собрали первый холодильник.

На заводе работала 1 тысяча рабочих и инженеров. 

Сегодня в Таджикистане прошло почти 25 лет после гражданской войны, а завод все еще закрыт. При этом (трудно поверить, но это так) выпущенный в 1991 году холодильник «Памир» и завезенный мной в Россию в 1993 году, работает до сих пор… 

Еще одна мысль. В советское время в Таджикистан приезжали на постоянную работу десятки тысяч инженеров и рабочих со всего Союза. А в 2022 году поток трудовых мигрантов из республики в Россию возрос в сравнении с 2021 годом на 51,8%.

Полуторный рост оттока рабочих и служащих из республики в год – это, вроде бы, совершенно другой показатель, но он имеет самое прямое отношение к экономике. 

Занимательная статистика

Вместе с тем, несколько прозвучавших на пресс-конференциях цифр, вызвали у меня удивление. Зная ситуацию с добычей золота, более всего я удивился числу вольных старателей, добывающих золото и драгоценные камни. Из прессы следует, что 7 тысяч старателей продали государству за 3 года 34 килограмма золота.  

Если разделить 34 килограмма (34.000 грамм) на любое число старателей, то получим мизерное число граммов на одного старателя за 3 года. Например, 34.000 грамм: 7.000 старателей = 4,85 граммов – и это за 3 года! Значит за год 4,85:3 = 1, 6 грамм в год! 

Здесь что-то явно не так с цифрами.

Кроме этих цифр, многих экспертов в очередной раз удивили цифры въездного туризма. 

Десятки стран во многом живут за счет туризма – доходы от въездного туризма там превышают многие миллиарды долларов. В 2017 году, например, США заняли третье место с 75,9 миллионами туристов после Испании (81,8 миллиона) и Франции (86,9 миллиона).

Таджикские власти заявляют, что в 2022 году Таджикистан посетил 1 миллион туристов – это в разы больше, чем в 2021 году. Но и миллион туристов – это не рекорд.

Число иностранных туристов, посетивших Таджикистан в 2019 году составило 1 миллион 257 тысяч 300 человек. Трудно сказать, с чем связан резкий рост иностранных туристов в сложный 2022 год, но цифры именно такие. 

Я всегда считал и считаю, что для развития туризма Таджикистан имеет все возможности.

Но, читаем – за 9 месяцев 2022 года Таджикистан посетило более 500 тысяч граждан Узбекистана.

Кроме того, гражданство России в 2022 году получили более 150 тысяч граждан Таджикистана (может их тоже считают туристами?). 

Принято считать, что каждый турист оставляет за 6 – 12 дней в стране пребывания от 800 до 1 200 долларов. Так вот, если 1 миллион туристов оставили в Таджикистане по 1 200 долларов, то итоговая сумма составит 1 миллиард 200 миллионов долларов. Но таких денег от туризма в республике никогда не видели.

В доковидный нормальный 2018 год доходы от туризма составили всего 23 миллиона долларов. Значит, каждый из 1.115.000 иностранцев принес в казну: 23 млн разделить на 1.115.000 человек = 21 доллар. Это смехотворная цифра, рассчитанная, скорее всего, на внутреннее потребление. 

А если сюда еще добавить 710.000 человек внутренних туристов, то итоговая цифра будет еще меньше…

Эксперты считают, что значительная  часть бывших граждан Таджикистана и граждан Узбекистана, приезжающих в гости к папе, маме и к друзьям на несколько дней, – это не туристы. Существенных денег в гостиницы (а, значит, в бюджет) они не приносят, и поэтому цифры о миллионе туристов внимание серьезных экспертов не привлекают. 

Зимой с нами теплее в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК. 

Источник